ВАЮ (др.-инд, Vaytf,  «ветер», «воздух»)-  в ведийской и индуистской мифологии   бог ветра. Ваю тесно связан с Вата. Ему посвящен целиком один гимн в «Ригведе»; в нескольких гимнах он славится вместе с Индрой.

Ваю  более индивидуализирован, чем Вата, хотя и его характеристики довольно неопределённы (у него приятная внешность, он тысячеглаз, быстр, как мысль, касается неба и т. д.). Ваю  рождён двумя мирами, заполняет- воздушное пространство, появляется утром; у него сияющая колесница и множество коней, иногда — быков.

С ним в колеснице — сам Индра. Ваю  щедр, благосклонен, у него богатства, которые он дарит, он награждает жертвователя сыном, даёт потомство, имущество, коней, быков, славу, предоставляет убежище, рассеивает врагов. Помимо связи с Индрой и с марутами, которых Ваю родил, подчёркивается связь с сомой: Ваю имеет право (иногда наряду с Индрой) на первый глоток сомы; сома приятен ему, течёт навстречу .

Однажды упоминается, что Ваю — муж дочери Тваштара.  К Ваю обращаются одновременно с Индрой и Парджаньей, ему приносят в жертву животное белой масти. Ваю — жизненное дыхание и сам возник из дыхания Пуруши .

В послеведийский период образ Ваю становится более определённым, он входит в ряд сюжетов. Так, в «Рамаяне»  Ваю влюбляется в дочерей Кушанабхи и, оказавшись отвергнутым, проклинает их; там же  Ваю выступает как отец Ханумана и Сампатина (в «Махабхарате» он отец Бхимы).

В «Бхагавата-пуране» Ваю по просьбе мудреца Нарады разрушает вершину горы Меру, которая падает в море, давая начало острову Ланка.  В ряде случаев Ваю сопровождает Индру в битвах; в мифе о победе над Вритрой в версии «Шатапатха-брахманы» (IV) боги посылают на разведку Ваю.

В сказании о соперничестве Вишвамитры и Васиштхи из-за коровы Сурабхи  Индра посылает Ваю и Каму помочь апсаре Менаке.  Иногда Ваю выступает как даритель: Карттикее  он даёт колесницу (сказание о Сканде — «Матсья-пурана»), Кали — уши, лук и стрелы («Маркандейя-пурана»).

Существенно превращение Ваю в одного из хранителей мира, в его власть был отдан северо-запад, его животным (вахана) стал олень («Матсья-пурана»). В «Вишну-пуране» упоминается, что Ваю входит в группу васу. В упанишадах Ваю нередко появляется в списках и при классификациях. Ближайшее мифологическое соответствие Ваю — авестийское Вайю.

 

Дата публикации: 17 марта 2011 в 13:59