|
|
ВАЮ (др.-инд, Vaytf, «ветер», «воздух»)- в ведийской и индуистской мифологии бог ветра. Ваю тесно связан с Вата. Ему посвящен целиком один гимн в «Ригведе»; в нескольких гимнах он славится вместе с Индрой.
Ваю более индивидуализирован, чем Вата, хотя и его характеристики довольно неопределённы (у него приятная внешность, он тысячеглаз, быстр, как мысль, касается неба и т. д.). Ваю рождён двумя мирами, заполняет- воздушное пространство, появляется утром; у него сияющая колесница и множество коней, иногда — быков.
С ним в колеснице — сам Индра. Ваю щедр, благосклонен, у него богатства, которые он дарит, он награждает жертвователя сыном, даёт потомство, имущество, коней, быков, славу, предоставляет убежище, рассеивает врагов. Помимо связи с Индрой и с марутами, которых Ваю родил, подчёркивается связь с сомой: Ваю имеет право (иногда наряду с Индрой) на первый глоток сомы; сома приятен ему, течёт навстречу .
Однажды упоминается, что Ваю — муж дочери Тваштара. К Ваю обращаются одновременно с Индрой и Парджаньей, ему приносят в жертву животное белой масти. Ваю — жизненное дыхание и сам возник из дыхания Пуруши .
В послеведийский период образ Ваю становится более определённым, он входит в ряд сюжетов. Так, в «Рамаяне» Ваю влюбляется в дочерей Кушанабхи и, оказавшись отвергнутым, проклинает их; там же Ваю выступает как отец Ханумана и Сампатина (в «Махабхарате» он отец Бхимы).
В «Бхагавата-пуране» Ваю по просьбе мудреца Нарады разрушает вершину горы Меру, которая падает в море, давая начало острову Ланка. В ряде случаев Ваю сопровождает Индру в битвах; в мифе о победе над Вритрой в версии «Шатапатха-брахманы» (IV) боги посылают на разведку Ваю.
В сказании о соперничестве Вишвамитры и Васиштхи из-за коровы Сурабхи Индра посылает Ваю и Каму помочь апсаре Менаке. Иногда Ваю выступает как даритель: Карттикее он даёт колесницу (сказание о Сканде — «Матсья-пурана»), Кали — уши, лук и стрелы («Маркандейя-пурана»).
Существенно превращение Ваю в одного из хранителей мира, в его власть был отдан северо-запад, его животным (вахана) стал олень («Матсья-пурана»). В «Вишну-пуране» упоминается, что Ваю входит в группу васу. В упанишадах Ваю нередко появляется в списках и при классификациях. Ближайшее мифологическое соответствие Ваю — авестийское Вайю.