АСМОДЕЙ — (евр. 'ašmedaj, греч. Άσμοδαίος)  -  в  мифах и легендах имя апокрифического злого духа или демона.

Демон, известный по иудаистическим легендам и вошедший в европейскую демонологию. Высказывалось мнение, что иудаистический Асмодей восходит к персидскому демону «гнева и ярости», «демону ранящего копья» Айшме (Эшме), а имя его якобы произведено от древнеперсидского aesmadiv — «дух гнева».

По другому предположению, имя Асмодея произведено не от Эшмы, но от еврейского слова shamad — «разрушать»; эта этимология была популярна уже среди демонологов 16 в.  

В раввинистских и талмудических легендах, особенно в легендах о царе Соломоне, этот демон играет большую роль и изображается как мудрый царь злых духов. Соломон, первый в истории повелитель демонов, заставляет Асмодея помогать ему строить храм. Соломону удаётся опоить Асмодея, связать в пьяном виде и наложить на него свою магическую власть. Асмодей, как и полагается захваченному чудовищу, выдаёт некую тайну, а именно: секрет червя шамура, при посредстве которого можно чудесно рассекать камни, и вообще помогает строить храм, попутно проявляя прозорливость. Возгордившись, Соломон предлагает Асмодею  показать свою мощь и отдаёт ему свой магический перстень .

Асмодей немедленно вырастает в крылатого исполина неимоверного роста, забрасывает Соломона на огромное расстояние, сам принимает облик Соломона и занимает его место. Асмодей  и здесь выдаёт свою природу блудного беса и недруга брака тем, что, хозяйничая в гареме Соломона, систематически нарушает ритуальные запреты, гарантирующие чистоту брачных сношений, и даже покушается на кровосмешение. По этим признакам его изобличают как самозванца, когда испытание Соломона оканчивается. Легенда о Соломоне и Асмодее получила универсальное распространение в литературе, фольклоре и художественной иконографии христианского и исламского средневековья: в славянских изводах партнёр Соломона именуется Китоврасом (ср. греч. κένταυρος кентавр), в западноевропейских — Маркольфом (Морольфом, Марольтом).

Считается, что именно это Великое Кольцо – главный предмет власти Асмодея: «И он поклонится до земли и даст Кольцо силы.» (Лемегетон).

На какой-то момент Асмодею удается лишить Соломона власти и занять его место на троне, — но он делает это лишь для того, чтобы раскрыть царю глаза на тщету земной славы и богатств.

Асмодей образован и не лишен некоторого сочувствия к людям. Он ежедневно по утрам восходит из своего обиталища в горах на небо, где «учится в горней академии». Как и многие демоны, он знает будущее людей, и ожидающие их неприятности не вызывают у него злорадства. На пути к Соломону он плачет, видя брачный кортеж, а потом объясняет: жениху осталось совсем недолго жить; на том же пути он задерживается и для того, чтобы наставить на путь истинный горького пьяницу: «На небесах он объявлен конченым человеком, и я наделил его кое-какими благами, чтобы он хотя бы в этом мире мог воспользоваться той своей долей, которая ему причиталась бы в мире грядущем, но которую там он все равно не получит» .

В книге Товита (входящей в католический канон Ветхого Завета) Асмодей совсем иной: это «злобный демон», отличающийся ревностью и сладострастием.

Полюбив будущую жену Товита Сарру, преследует ее  своей ревностью  и препятствует ее замужеству. Он  последовательно умерщвляет  семерых мужей Сарры, прежде, чем состоится  их брачная ночь. Только  Товиту, с помощью Яхве и архангела Рафаила, удаётся прогнать Асмодея  и сделать Сарру своей женой. Товит, по совету ангела Рафаэля, возжигает курение из сердца и печени рыбы, которое изгоняет демона: «Демон, ощутив этот запах, убежал в верхние страны Египта, и связал его Ангел» .

 Пребывание Асмодея в Египте оставило след в предании о змее Асмодее, которой якобы поклонялись в некоторых районах Египта и в честь которой был даже выстроен храм (Коллен  де  Планси, 55). Существовало поверье, что змея Асмодей и змей, соблазнивший Еву, — одно и то же существо. Некоторые каббалисты считали Асмодея мужем Лилит — разумеется, после того, как она покинула Адама и стала демоном-суккубом .

Демонологи, включив Асмодея в своей канон, подчеркивали в нем две склонности: к блуду (в соответствии с историей о Сарре) и к разрушению (в соответствии с еврейской этимологией его имени); вместе с тем он понимается как особенно мстительный демон, пригодный для того, чтобы взять на себя функции палача Бога; экзегеты нередко отождествляли с Асмодеем ангелов- губителей, посылаемых ветхозаветным Богом для поражения врагов.

Согласно Шпренгеру и Инсистору, Асмодей — «демон блуда и князь инкубата и суккубата», в то же время имя его переводится как «носитель суда». «Асмодей — дух или бог слепоты-темноты (spiritus vel deus caecitatis), разрушитель, рассыпатель, или изобилие преступлений, или изобилующий грехами, или измеряющий огонь» .

В иерархии демонов Бёртона Асмодей — князь четвертого чина: «карателей злодеяний». Жан Боден — сторонник весьма неортодоксальной идеи, что Сатана был сознательно создан Богом для мщения и казней (Сотворение демонов), полагал, что Асмодей — имя Сатаны, наиболее полно выражающее именно эту его палаческую сущность: Сатана, по слову пророка Исаии, создан чтобы «губить, портить и разрушать»; «по этой причине он часто именуется Асмодеем, от еврейского слова, которое означает «разрушать»: в этом смысле Бог, говоря еврейскому народу о мести, которую он совершит над всеми первенцами, людьми и животными, в царстве египетском, говорит: Я не позволю разрушителю войти в ваши домы» .

«Молот ведьм» называет его «Князем инкубов и суккубов», подчёркивая связь с плотским вожделением. В «Лемегетоне» Асмодей (32-й дух списка) – Король, правящий на Востоке — он назван главнейшим из 72-х перечисленных демонов, наряду с Белиалом, Белетом и Гаапом. Восседающий на драконе, Асмодей владычествует над глубинами Стихии Чувств.

Использование Асмодея в практике заклинателей описано Виром: «Сидонай, иначе Асмодай, великий король, сильный и могущественный, является о трех головах: быка, человека и барана. Хвост у него змеиный, изо рта он извергает пламя, а лапы имеет гусиные. Сидит на адском драконе, держа в руке копье и знамя. (...) Вызывая его, да будет экзорсист осмотрителен и да стоит крепко на ногах»; «коль скоро экзорсист увидит Асмодея в предвиденном обличий, да обратится к нему по имени и скажет: Ты истинно Асмодей. Тот не будет отрицать...». Асмодей наделяет магической силой перстни, изготовленные под влиянием созвездий или несущие на себе их изображения; он может научить человека становиться невидимым .

Три головы Асмодея — бычья, баранья и человеческая считались распутными по своему рождению. Петушиные ноги Асмодея также указывают на его власть над чувственностью.

Выражая Силы Тёмной Луны, Асмодей владычествует над тёмной стороной чувственности, поэтому его называют демоном блуда, разврата, супругом Лилит – Тёмной Матери Миров. Однако в отличие от Астарота, выступающего бинерным дополнением силам Тёмной Матери, Асмодей является её «альтер эго», мужским, хотя и менее значительным, чем женский, ликом. Аналогичную функцию выполнял в античности образ Диониса, не имевший той демонической окраски, которая так присуща Асмодею.

В средние века считали, что ведьмы подчинялись именно Асмодею, а колдуны призывали его на помощь, стараясь обратить его мощь против своих врагов.

Асмодей – демон закрытого сердца. Он побеждает тогда, когда вместо чувств и желаний властвуют капризы и прихоти.  При этом, как и любое истинно демоническое существо, он боится света сознания, предпочитая мрак стихийных глубин.

 

 

 

 

 

 

Дата публикации: 17 марта 2011 в 16:13