|
|
Дионис (у римлян — Вакх)- бог вина, виноградарства и виноделия.
Дионис был самым младшим из олимпийских богов.
Чаще всего его изображали в образе юноши, с венком из плюща или винограда на голове и с тирсом (жезлом) в руке, на плечах — звериная шкура.
Его растениями считаются виноградная лоза, плющ, инжир и ель. Его часто сопровождают животные, являющиеся его символами — пантера, олень, лев, леопард, бык, козел, дельфин и змея.
Дионис — единственный из олимпийских богов, чья мать была смертной. Зевсу очень понравилась земная девушка, Семела — дочь царя Фив Кадма. И приняв облик смертного мужчины, он вступил с ней в любовную связь.
Ревнивая Гера, узнав о том, что у Зевса и Семелы будет ребенок, решила отомстить Семеле. Явившись к Семеле в образе ее няни, она просила девушку проверить, действительно ли ее любовник – бог . Для этого и нужно то всего просто попросить, чтобы Зевс показался ей в своем настоящем облике, как бог.
Как только Зевс пришел к ней, Семела взяла с него клятву, что тот исполнит ее любое желание. Зевс поклялся водами реки Стикс выполнить его, – эта клятва нерушима для богов.
Он должен был предстать перед Семелой в своем полном величии во всем великолепии главного олимпийского бога. Бедная девушка и предположить не могла, что это может ее убить.
Зевсу ничего не оставалось делать, ведь он дал клятву, как принять облик бога-громовержца. Но смертным не дано выдержать вида главного бога и молнии Зевса погубили Семелу.
Как только бедная девушка ушла из жизни, Зевс вытащил из ее чрева нерожденное дитя и зашил себе в бедро. Он выносил младенца до момента, когда он должен был родиться, а Гермес помогал ему в этих необычных родах. Потом Гермес отнес его в горы Ниса и отдал на воспитание нимфам.
Нимфы вырастили мальчика, а его наставник Силен, научил его виноделию и открыл ему тайны природы. К тому же Силен был постоянным участником вакхических празднеств.
Дионис в молодости много путешествовал по миру — был в Египте, потом прошел от Индии до Малой Азии, затем пересек Геллеспонт и попал во Фракию. Из восточных земель он возвращается в Грецию, в Фивы.
Однажды во время плавания на остров Наксос Диониса похищают морские разбойники. Они заковали Диониса в цепи, чтобы продать в рабство, но оковы сами упали с рук Диониса. Оплетя весь корабль виноградными лозами и плющом, Дионис явился им в виде медведя и льва. Обезумев от страха пираты, бросились в море, где превратились в дельфинов.
Затем прибыв на остров Наксос, Дионис там встретил брошенную Тесеем Ариадну. Он полюбил девушку, увез её и на острове Лемнос, где вступил с ней в брак. Ариадна родила ему Энопиона и Фоанта.
Ради Диониса Зевс сделал Ариадну бессмертной.
Дионис также спустился в Аид, чтобы вернуть к жизни свою мать, Семелу. Он вместе с Семелой поднялся на Олимп, где боги сделали ее бессмертной, как и Ариадну.
Повсюду, где появляется Дионис, он обучает людей виноградарству и виноделию. В шествии Диониса участвуют вакханки, сатиры, менады или бассариды с тирсами (жезлами), увитыми плющом.
Они славят Диониса, за то, что он освобождает людей от мирских забот, снимает с них путы размеренного быта, рвёт оковы, которыми пытаются опутать его враги, и сокрушает стены.
Ему также часто сопутствовали безумие и насилие.
Дионис жестоко карал тех, кто не признавал его культа. Когда царь Ликург отверг Диониса, то он в приступе безумия зарубил топором сына, полагая, что срубает виноградную лозу.
А фиванский правитель Пенфей, который препятствовал отправлению культа Диониса в Фивах, был растерзан толпой неистовствующих вакханок под предводительством его матери Агавы, принявшей сына в состоянии экстаза за медведя.
Торжества, посвященные Дионису, называли оргиями или вакханалиями. Во время празднества вино текло рекой, звучала музыка, а танцовщики исполняли танцы. Участники этого празднества доходили до экстаза, ощущая единение с богом. Кульминация оргии наступала, когда участники рвали на части жертвенное животное и ели его сырое мясо, веря, что в нем воплощен бог.
Кроме того, в Дельфах проводились ежегодные празднества, где женщины совершали ритуальную пляску, символизирующую поиски младенца-Диониса, обнаружение маленького бога в колыбели и его пробуждение.
В Средиземноморье начало весны всегда знаменовал праздник цветов-анестерия, где благословляли молодое вино, ставя его перед большой маской Диониса. Глаза маски были устремлены прямо на человека, совершающего ритуал, – и он верил, что в маске присутствует сам бог.