Дионис (у римлян — Вакх)-  бог вина, виноградарства и виноделия.
Дионис был самым младшим из олимпийских богов.

Чаще всего его  изображали в образе юноши,  с венком из плюща или винограда на голове и с тирсом (жезлом) в руке, на плечах — звериная шкура.

Его растениями считаются виноградная лоза, плющ, инжир и ель. Его  часто сопровождают животные, являющиеся его символами — пантера, олень, лев, леопард,  бык, козел, дельфин и змея.

Дионис — единственный из олимпийских богов, чья мать была смертной.  Зевсу очень понравилась земная девушка, Семела — дочь царя Фив Кадма.  И приняв  облик смертного мужчины, он вступил с ней в любовную связь.
Ревнивая Гера, узнав о том, что у Зевса и Семелы будет ребенок,  решила отомстить Семеле. Явившись к Семеле в образе ее няни, она  просила  девушку проверить, действительно ли ее любовник – бог .  Для этого и нужно то всего просто попросить, чтобы Зевс показался ей  в своем настоящем облике, как бог.

 Как только  Зевс  пришел  к ней, Семела взяла с него клятву, что тот исполнит ее любое желание.  Зевс поклялся   водами реки Стикс выполнить его, – эта  клятва нерушима для богов.
Он  должен был предстать перед Семелой в своем полном величии во всем великолепии главного олимпийского бога.  Бедная девушка и предположить не могла, что это может ее убить.
 Зевсу ничего не оставалось делать, ведь он дал клятву, как принять  облик бога-громовержца.  Но смертным не дано выдержать вида главного бога и молнии Зевса погубили  Семелу.

 Как только бедная девушка ушла из жизни, Зевс вытащил из ее чрева  нерожденное дитя и  зашил себе в бедро.  Он выносил младенца  до  момента, когда он должен был родиться,  а Гермес помогал ему  в этих необычных родах. Потом Гермес отнес его в горы Ниса и отдал на воспитание нимфам.
Нимфы вырастили мальчика, а его наставник  Силен, научил его виноделию и открыл ему тайны природы. К  тому же Силен был постоянным участником  вакхических празднеств.

Дионис  в молодости много путешествовал по миру — был в Египте, потом прошел от Индии до Малой Азии, затем пересек Геллеспонт и попал во Фракию.  Из восточных земель  он возвращается в Грецию, в Фивы.
Однажды во время плавания на остров Наксос Диониса похищают морские разбойники.  Они заковали Диониса в цепи, чтобы продать в рабство, но  оковы сами упали с рук Диониса.  Оплетя весь корабль виноградными лозами и плющом, Дионис явился  им в виде медведя  и льва. Обезумев от страха пираты, бросились в море, где превратились в дельфинов.

Затем  прибыв на остров Наксос, Дионис  там встретил брошенную Тесеем Ариадну. Он полюбил девушку, увез  её и на острове Лемнос, где вступил с ней в брак. Ариадна родила ему  Энопиона и  Фоанта.

Ради Диониса Зевс сделал Ариадну бессмертной.
Дионис также  спустился в Аид, чтобы вернуть к жизни свою мать, Семелу. Он вместе с Семелой  поднялся  на Олимп, где боги сделали ее бессмертной, как  и Ариадну.

Повсюду, где появляется Дионис, он обучает людей виноградарству и виноделию. В шествии Диониса участвуют вакханки, сатиры, менады или бассариды с тирсами (жезлами), увитыми плющом.

Они славят Диониса, за то, что  он освобождает людей от мирских забот, снимает с них путы размеренного быта, рвёт оковы, которыми пытаются опутать его враги, и сокрушает стены.

Ему  также часто сопутствовали безумие и насилие.
Дионис жестоко карал тех, кто не признавал его культа. Когда царь  Ликург отверг Диониса, то он в приступе безумия зарубил топором сына, полагая, что срубает виноградную лозу.
А фиванский правитель Пенфей, который препятствовал отправлению культа Диониса в Фивах, был растерзан толпой неистовствующих вакханок под предводительством его матери Агавы, принявшей сына в состоянии экстаза за медведя.

Торжества, посвященные Дионису,  называли  оргиями или вакханалиями.  Во время празднества вино текло рекой, звучала музыка, а танцовщики исполняли танцы. Участники этого празднества доходили до экстаза, ощущая единение с богом. Кульминация оргии наступала, когда участники рвали на части жертвенное животное и ели его сырое мясо, веря, что в нем воплощен бог.

Кроме того, в Дельфах проводились ежегодные празднества, где женщины совершали ритуальную пляску, символизирующую поиски младенца-Диониса, обнаружение маленького бога в колыбели и его пробуждение.
В  Средиземноморье начало весны всегда  знаменовал праздник цветов-анестерия, где благословляли молодое вино, ставя его перед большой маской Диониса. Глаза маски были устремлены прямо на человека, совершающего ритуал, – и он верил, что в маске присутствует сам бог.

Дата публикации: 18 мая 2010 в 03:27