ГАНДХАРВЫ-  вдревнеиндийской мифологии группа полубогов. В «Ригведе» обычно упоминается только один Гандхарва (ср. с древнеиранским водным демоном Гандарвой) — хранитель сомы,  иногда отождествляемый с сомой, супруг «женщины вод», или апсарас.
Гандхарвы — фантастические существа, верхняя часть туловища которых и голова — человеческие, но с большими крыльями за спиной, а нижняя часть — лошадиная. Гандхарвы — небесные певцы и музыканты, служат они богу богатства Кубере, развлекая его гостей во дворце.
 От  Гандхарва и апсарас (Апсара) рождаются первопредки людей — близнецы Яма и Ями. В той же «Ригведе»  Гандхарва, пребывающий в верхнем небе, ассоциируется с солнцем и солнечным светом. Наконец в ряде случаев Гандхарва выступает в «Ригведе» как демон, враждебный Индре.
В «Атхарваведе», где число Гандхарвов возрастает до нескольких тысяч, они — вредоносные духи воздуха, лесов и вод.
В «Шатапатха-брахмане» Гандхарвы похищают у богов сому, но вынуждены вернуть его, соблазнённые богиней Ван .
В послеведической мифологии функции  Гандхарва частично меняются. Их изначальная связь с солнечным светом сохраняется лишь в эпитете: «блеском подобные солнцу». Как и другие полубоги, они могут быть враждебны людям.
Тому, кто увидит в воздухе призрачный «город  Гандхарвов» (своего рода фата-моргана, мираж), грозит несчастье или гибель. Вместе с тем, будучи мужьями или возлюбленными небесных танцовщиц — апсар,  Гандхарвы в эпосе и пуранах в первую очередь рисуются как певцы и музыканты (искусство музыки именуется «искусством гандхарвов»), которые услаждают богов на их празднествах и пиршествах.
Различно трактуется происхождение  Гандхарвов: согласно «Вишну-пуране», они возникли из тела Брахмы, когда однажды он пел.
«Хариванша» называет их отцом внука Брахмы — Кашьяпу, а их матерями — дочерей Дакши.  Пураны и эпос упоминают многих царей  Гандхарвов, среди которых наиболее значительны Читрарат-ха, Сурьяварчас, божественный риши Парада, Вишвавасу.
В царствование последнего, по пуранической легенде, возникла вражда между  Гандхарвами и змеями-нагами: сначала  Гандхарвы проникли в подземное царство нагов и отняли у них их сокровища, затем нагам с помощью Вишну удалось прогнать.
Гандхарвы также как и наги могут изменять свой облик по собственному желанию, и часто они появляются среди обычных людей в образе человека. Часто бывало, что человеческие цари брали себе в жены дев несравненной красоты, нагинь. А сладострастные гандхарвы  очень опасны для смертных женщин, они преследуют, соблазняют своей искуснейшей игрой на музыкальных инструментах и красивым обликом; точно также как апсары, их подружки, появляются на земле, чтобы очаровывать смертных мужчин.  Гандхарвов и возвратить свои богатства.

Некоторые исследователи сближают  Гандхарвов по имени и частично по функциям с греческими кентаврами.

Дата публикации: 14 июля 2011 в 15:19