|
|
Атрей, в греческой мифологии сын Пелопа и Гипподамии. Изгнанный из Микен отцом вместе с братом Фиестом за убийство сводного брата Хрисиппа, Атрейпоселился в Микенах и стал царём [власть в Микенах Атреювручил временно царь Эврисфей, отправляясь в поход против Гераклидов, в котором он погиб]. В «Илиаде» ещё ничего не сообщается о вражде между братьями: царский посох Атрея, символ его власти, переходит по наследству к Фиесту, от него — к сыну Атрея—Агамемнону. Существенное изменение сказания произошло, по-видимому, в киклическом эпосе, откуда заимствовали основные линии сюжета аттические трагики и более поздние источники. Вражда Атрея и Фиеста воспринимается здесь как следствие «проклятия Пелопидов», влекущего за собой вереницу страшных преступлений с обеих ч сторон. Начало ей кладёт спор между братьями за власть: Атрей знал, что у него в стаде появился золотой барашек, и предложил в народном собрании присудить царский трон тому, кто предъявит златорунного барашка как свидетельство благосклонности к нему богов. Между тем Фиест, соблазнив жену Атрея— Аэрону, уже успел при её посредстве выкрасть барашка и предъявить его собравшимся. Атрей взывает к Зевсу о помощи, и тот в знак своего благоволения к нему изменяет ход солнца и других небесных светил (по одним источникам, вместо обычного движения с востока на запад солнце стало всходить на западе и заходить на востоке; по другим, — солнце до этого момента всходило на западе и только после вмешательства Зевса установился нынешний порядок). Избранный царём Микен Атрейизгоняет Фиеста с детьми, но затем, желая отомстить за осквернение своего супружеского ложа, инсценирует примирение с братом и приглашает его на пир («пир Фиеста»), где подаёт Фиесту угощение, приготовленное из мяса его зарезанных детей; к этому эпизоду некоторые источники приурочивали вторую перемену в движении солнца, восстанавливавшую нарушенный ранее порядок. Узнав после обеда, чем его угостили, Фиест призвал проклятия на Атрея и его род, которые осуществились затем в судьбе Агамемнона и Ореста.
Судьба Пелопидов —Атрея и Фиеста — послужила сюжетом многих произведений античной драматургии (в т.ч. Софокла и Еврипида), из которых до нас дошла трагедия Сенеки «Фиест». В 17—18 вв. было создано много ^переводов и переделок этой трагедии. Наиболее значительные произведения на этот сюжет создали: в 18 в. — X. Ф. Вайзе («Атрей и Фиест»), И. Я. Бодмер («Атрей и Фиест»), Вольтер («Пелопиды»), Уго Фосколо («Фиест»); в 19 в. — X. М. Эредия («Атрей»), И. В. Мюллер («Аэропа»).