Атрей, в греческой мифо­логии сын Пелопа и Гипподамии. Изгнанный из Микен отцом вместе с братом Фиестом за убийство сводного брата Хрисиппа, Атрейпоселился в Мике­нах и стал царём [власть в Микенах Атреювручил временно царь Эврисфей, отправляясь в поход против Гераклидов, в котором он погиб]. В «Илиаде» ещё ничего не сообщается о вражде между братьями: царский посох Атрея, символ его власти, перехо­дит по наследству к Фиесту, от него — к сыну АтреяАгамемнону. Существен­ное изменение сказания произошло, по-видимому, в киклическом эпосе, откуда заимствовали основные линии сюжета аттические трагики и более поздние источники. Вражда Атрея и Фиеста воспринимается здесь как следствие «проклятия Пелопидов», влекущего за собой вереницу страшных преступле­ний с обеих ч сторон. Начало ей кла­дёт спор между братьями за власть: Атрей знал, что у него в стаде появился золотой барашек, и предложил в на­родном собрании присудить царский трон тому, кто предъявит златорун­ного барашка как свидетельство бла­госклонности к нему богов. Между тем Фиест, соблазнив жену АтреяАэрону, уже успел при её посредстве выкрасть барашка и предъявить его собравшимся. Атрей взывает к Зевсу о помощи, и тот в знак своего благо­воления к нему изменяет ход солнца и других небесных светил (по одним источникам, вместо обычного движе­ния с востока на запад солнце стало всходить на западе и заходить на востоке; по другим, — солнце до этого момента всходило на западе и только после вмешательства Зевса установил­ся нынешний порядок). Избранный царём Микен Атрейизгоняет Фиеста с детьми, но затем, желая отомстить за осквернение своего супружеского ложа, инсценирует примирение с бра­том и приглашает его на пир («пир Фиеста»), где подаёт Фиесту угоще­ние, приготовленное из мяса его заре­занных детей; к этому эпизоду некоторые ис­точники приурочивали вторую пере­мену в движении солнца, восстанавли­вавшую нарушенный ранее порядок. Узнав после обеда, чем его угостили, Фиест призвал проклятия на Атрея и его род, которые осуществились за­тем в судьбе Агамемнона и Ореста.

Судьба Пелопидов —Атрея и Фиеста — послужила сюжетом многих произ­ведений античной драматургии (в т.ч. Софокла и Еврипида), из которых до нас дошла трагедия Сенеки «Фиест». В 17—18 вв. было создано много ^переводов и переделок этой трагедии. Наиболее значительные произведения на этот сюжет создали: в 18 в. — X. Ф. Вайзе («Атрей и Фиест»), И. Я. Бодмер («Атрей и Фиест»), Вольтер («Пелопиды»), Уго Фосколо  («Фиест»); в  19 в. — X. М. Эредия («Атрей»), И. В. Мюллер («Аэропа»).

Дата публикации: 08 октября 2011 в 19:13