Аякс,  Аянт, в греческой мифологии имя двух участников Троянской войны; оба воевали под Троей как соискатели руки Елены. В «Илиаде» они часто выступают рука об руку: в битве за стену, окружающую ахейский лагерь, в обороне кораблей, в сражении за тело Патрокла и сравниваются с двумя могучими львами или бы­ками.

Аякс Оилид, сын Оилея и Эриопиды (Эриопы), царь Локриды, предво­дитель ополчения (40 человек) из Локриды (Средняя Греция). Искус­ный копьеметатель и прекрасный бе­гун, уступающий в скорости только Ахиллу. Его воины славятся как лучники и пращники. Этот, т. н. «меньший Аякс» или «малый Аякс», — не столь могучий и не столь высокий ростом по сравнению с Аяксом Теламонидом. Он изве­стен своим буйным и дерзким нравом. Так, во время взятия Трои он со­вершил насилие над Кассандрой, искавшей защиты у алтаря Афины. По совету Одиссея ахейцы собирались за это святотатство побить Аякса камнями, но тот нашёл убежище у алтаря той же Афины. Однако при возвращении флота из-под Трои разгневанная бо­гиня разбила бурей у Кикладских островов ахейские корабли (в т. ч. корабль Аякса, метнув в него перун). Аякс спасся и, уцепившись за скалу, похвалялся, что он жив вопреки во­ле богов. Тогда Посейдон расколол трезубцем скалу, Аякс упал в море и погиб. Тело его было погребено Фе­тидой на острове Миконос, вблизи Делоса. Святотатство Аякса по реше­нию оракула жители Локриды иску­пали в течение тысячи лет, посылая в Трою ежегодно двух дев, которые прислуживали в храме Афины, ни­когда не покидая его. Согласно Аполлодоруи Полибию, этот обычай прекратился по­сле Фокидской войны.

Аякс Теламонид,ведёт свой род отЗевса и нимфы Эгяны. Он — внук Эака, сын Теламона и Перибеи, двою­родный брат Ахилла. Имя его связа­но с мифом, в котором фигурирует Геракл как друг саламинского царя Теламона. Во время посещения остро­ва Саламин Геракл обращается с мольбой к Зевсу даровать Теламону доблестного сына; когда Зевс в знак согласия с просьбой Геракла посы­лает в виде знамени орла, Геракл советует Теламону назвать будущего сына именем  орёл. Аякс — царь Саламина, приведший под Трою 12 кораблей. Под Троей Аякс прославился как герой, уступающий в доблести только Ахил­лу. Он огромен ростом (т. н. «боль­шой Аякс»), грозен, могуч, вооружён громадным семикожным щитом, по­крытым   медью.   А. выступает в бою как сам бог Арес, шагает крепко, потрясая мощным копьём. Он мечет в Гектора огромнейший камень и пробивает им щит врага. При по­явлении Аякса, несущего свой щит как башню, троянцы разбегаются в ис­пуге, а он продолжает разить врагов, бушуя на равнине. Когда убит Патрокл и происходит борьба за его тело, Аякс своим щитом прикрывает повержен­ного, а затем помо­гает ахейцам унести с поля боя тело Патрокла, отражая вместе с Аяксом Оилидом троянцев. В бит­ве у кораблей Аякс противостоит Гектору. Защищая корабль от огня, он убивает в рукопашной схватке 12 мужей. После гибели Ахилла Аякс самоотвер­женно защищает от троянцев его телои поэтому считает себя вправе унаследовать доспехи убитого героя. Однако доспехи присуждаются (причём судья­ми выступают троянцы или союзники ахейцев) Одиссею, и оскорблённый Аякс решает перебить ночью ахейских вождей. Но Афина, спасая ахейцев, насылает на него безумие и жертвой меча Аякса становятся стада скота. Когда рассудок возвращается к Аяксу, не может пережить навлечённого им на себя позора и, обманув бдительность своей жены Текмессы и защитников, в отчаянии кончает жизнь самоубийством. Тело Аякса по решению Агамемнона не было предано огню, и его могилой стал Ретейский мыс. Аякс не может забыть нанесённого ему Одиссеем оскорбления даже в аиде, где на приветливые речи Одиссея он отве­чает мрачным молчанием, сохраняя и в царстве мёртвых непреклонный и упорный дух. Судьбе Аякса, его безумию и смерти посвящены трагедия Софокла «Аякс» и не дошедшая до нас трилогия Эсхила «Спор об оружии».

Аякс Теламонид почитался как ге­рой. На агоре в городе Саламине находился храм Aякса. Перед битвой у Саламина, как сооб­щает Геродот, греки принесли молит­вы богам и призвали на помощь Аякса и его отца Теламона. Празд­ник аянтии в честь Аякса справлялся с большой торжественностью в Ат­тике и на Саламине. Близость Аякса к Афинам подчёркнута в «Илиаде», где говорится, что рядом с корабля­ми афинян Аякс поставил свои корабли.

Аякс Оилид и Аякс Теламонид относят­сяк очень древним мифологическим образам. Этонеобузданные и гордые герои, идущие не только против во­ли людей, но и против воли богов. Вероятно, что исконно оба Аякса со­ставляли один целостный мифологи­ческий образ, который в дальнейшем претерпел определённую модифика­цию, представ в виде двух очень близ­ких по своему духу и отличающихся скорее внешними чертами героев (Аякс большой и Аякс малый). Может быть, Локрида и есть древнейшая родинагероическогоархетипа, а Саламин — вторичен и появился в мифе через Теламона. Имя Теламон имеет характер нарицательный (греч., ремень или перевязь для щи­та и меча), и Аякс Теламонид выступает как обладатель знаменитого щита, удерживаемого крепкими ремнями. Частое совместное выступление обоих Аяксов в «Илиаде» также позволяет сде­лать предположение о первоначально едином образе Аяксов.

В античном искусстве Аякс Оилид изображается главным образом на монетах из Локриды, где он предстаёт в облике тяжеловооружённого воина, в вазописи (сцена насилия над Кас­сандрой), на фресках. Миф об Аяксе и Кассандре послужил сюжетом картин П. П. Рубенса и др.

Аякс Теламонид — один из наиболее популярных персонажей. В вазописи воплощены различные сюжеты мифа: «спор из-за доспехов Ахилла», «само­убийство Аякса», «поединки Аякса с Гекто­ром и другими троянцами», «участие Аякса в битве за тело Ахилла» и др. В европейском изобразительном искус­стве — «Царство Флоры» Н. Пуссена, статуя «Аякс» А. Кановы и др.  

 

 

Дата публикации: 25 октября 2011 в 23:51