|
|
ДЕДАЛ - в греческой мифологии внук афинского царя Эрехфея и сын Метиона, по другой версии, сын Эзпалма и внук Метиона.
Изобретатель столярных инструментов и мастерства, искуснейший архитектор и скульптор (Дедал — «искусный»). Он жил в Афинах, откуда ему пришлось бежать после того, как он сбросил с акрополя своего ученика и племянника Талоса , чьё мастерство вызывало зависть Дедала.
Дедал ,признанный виновным в ареопаге,после осуждения бежал на Крит к царю Миносу . На Крите Дедал построил по поручению Миноса лабиринт для чудовищного Минотавра, рождённого женой Миноса Пасифаей от быка. Ариадне он устроил площадку для плясок . Дедал помог Ариадне освободить из лабиринта Тесея: найти выход с помощью клубка ниток .
Узнав : его пособничестве бегству Тесея и его спутников, Минос заключил его вместе с сыном Икаром в лабиринт, откуда их освободила Пасифая . Сделав крылья , склеив перья воском, Дедал вместе с сыном улетели с острова. Икар, поднявшись слишком высоко, упал в море, т. к. солнечный жар растопил воск.
Оплакав сына Дедал добрался в сицилийский город Камик к царю Кокалу . Минос, преследуя Дедала, прибыл ко двору Кокала и решил хитростью выманить его. Он показал царю раковину, в которую надо было продеть нитку. Кокал попросил Дедал это сделать, тот привязал нить к муравью, который, забравшись внутрь, протянул за собой нитку в спираль раковины. Минос догадался, что Дедал находится у Кокала, и потребовал выдать мастера. Кокал пообещал это сделать, но предложил Миносу искупаться в ванне. Там его погубили дочери Кокала, облив кипящей водой . Дедал же провёл остаток жизни на Сицилии.
Миф о Дедале характерен для периода поздней классической мифологии, когда выдвигаются герои, утверждающие себя не силой и оружием, а находчивостью и мастерством.
Дошли немногие произведения античного искусства: сцены «Дедал и Икар», изображающие приготовления к полёту (рельефы эллинистического времени из Виллы Альбани, фреска в Помпеях и др.).
В 14—15 вв. миф нашёл воплощение в книжной миниатюре (иллюстрации к Овидию) и в пластике (рельеф «Дедал привязывает крылья Икару» работы учеников Донателло), позднее и в живописи получили распространение сюжеты: «падение Икара» (в картинах Себастьяно дель Пьомбо, X. Хольбейна Младшего, Я. Тинторетто, П. Брейгеля Старшего, X. Боля, П. П. Рубенса и др.) и «Дедал и Икар» (Джулио Романо, Д. Фети, А. ван Дейка, Ш. Лебрена и других), в пластике («Дедал и Икар» A. Кановы; «Падение Икара» О. Родена). Миф нашёл отражение в поэзии (И. В. Гёте — «Фауст», ч. 2, акт 3;
B. Я. Брюсов — «Дедал и Икар» и др.), в драматургии (драма X. Эйленберга «Икар и Дедал»).
Среди музыкально-драматических произведений 20 в. балеты «Полёт Икара» И. Маркевича и «Икар» Ж. Шифера, кантата П. Санкана «Легенда об Икаре».