АРИАДНА — в мифологии древней Греции дочь критского царя Миноса и Пасифаи, внучка солнцаГелиоса.

Когда Тесей был со своими спутниками заключён в лабиринт на Крите, где обитал чудовищный Минотавр, Ариадна, влюбившись в Тесея, спасла его. Она дала ему клубок нити, так называемую сейчас «нить Ариадны», разматывая который, он нашёл выход из лабиринта.  Ариадна решила бежать тайно с Тесеем, обещавшим на ней жениться. Она была очарована Тесеем ещё во время игр в память её брата Андрогея, устроенных Миносом .

 Застигнутый бурей у острова Наксос, Тесей, не желая везти Ариадну в Афины, покинул её, когда она спала.  Бог Дионис, влюблённый в Ариадну, похитил её и на острове Лемнос вступил с ней в брак .

 Когда боги справляли свадьбу Ариадны и Диониса, то Ариадна была, увенчана венцом, подаренным ей  Афродитой.  Им Дионис ещё раньше обольстил Афродиту  на Крите.

С помощью этого светящегося венца работы Гефеста спасся из тёмного лабиринта Тесей.  Этот венец был вознесён Дионисом на небо в виде созвездия.   Ариадна подарила Тесею статую Афродиты, которую он посвятил Аполлону  во время своего пребывания на Делосе.  Сестра Ариадны — Федра стала потом супругой Тесея.

Миф об Ариадне был чрезвычайно популярен в античном искусстве, о чём свидетельствуют многочисленные вазы, рельефы римских саркофагов и помпейские фрески (сюжеты: «Ариадна, вручающая Тесею нить», «спящая Ариадна», «Тесей, покидающий Ариадну», «Дионис, обнаруживающий спящую Ариадну», «шествие Диониса и Ариадны»).  В эпоху Возрождения художников привлекали сюжеты: «боги вручают Ариадне звёздный венец» и «триумф Диониса и Ариадны» (Тициан, Я. Тинторетто, Агостино и Аннибале Карраччи, Г. Рени, Я. Иордане и др.), в 18 в. — сюжет «покинутая Ариадна» (картина А. Кауфман и др.).
Миф об Ариадне разрабатывался в европейской драматургии: в 17 в. — О. Ринуччини; В. Джусти; А. Арди; Лопе де Вега; И. Гундуличе; Т. Корнель; Девенанта; в 18 в. —П. Я. Мартелло; И. К. Брандес; в 19 в. — И. Г. Гердер; в 20 в. — Э. Людвиг; П. Эрнста; М. Цветаева.
Судьба Ариадны послужила сюжетом большого числа опер 17 — нач. 19 вв., в том числе К. Монтеверди; Р. Камбера; Н. Порпоры, Р. Кайзера; Г. Ф. Генделя; Дж. М. Орландини; И. С. Майра и др. Оратории И. Гайдна, И. К. Ф. Баха и др. Сюжеты мифа в 20 в. вновь начинают привлекать внимание композиторов («Ариадна» Ж. Массне; «Ариадна на Наксосе» Р. Штрауса; «Покинутая Ариадна» Д. Мийо;«Ариадна»Б. Мартину).

Дата публикации: 20 октября 2010 в 00:39