|
|
ДОМОВОЙ - в восточнославянской мифологии дух дома. Представлялся в виде человека, часто на одно лицо с хозяином дома, или как небольшой старик с лицом, покрытым белой шерстью .
Часто полагают, что домовой невидим и показывается людям только как предвестник какого-либо события. Обычно домовой имеет антропоморфный вид: древнего старика , черного человека , приземистого мужика с большой седой бородой, лохматого, обросшего шерстью желтого , рыжего, черного и белого цвета , с косматыми ладонями и подошвами , с длинными ногтями , в старом зипуне, синем кафтане , в белой или красной рубашке , подпоясан поясом. У богатых людей домовойпокрыт шерстью, у бедных — он голый. Такие представления о внешности домовых сохранились до наших дней.
Домовой мыслится как хозяин и покровитель дома, семьи, скота и хозяйства в целом. Домовой есть в каждом доме, его отсутствие считается аномалией и ведет к бедности и разрушению хозяйства, мору скота, смерти членов семьи. Считается, что без домового «дом держаться не станет»
Домовой считается хозяином-опекуном скота и птицы в доме, влияет на их здоровье и плодовитость. Если домовой любит скотину, она становится гладкой, сытой, здоровой, плодовитой. Домовой кормит и поит скот, подгребает корм в ясли, чистит скотину, расчесывает гриву лошади, заплетает ее в косички. привязывает красные ленточки
Некоторые обряды, относящиеся к Домовому , ранее могли быть связаны со «скотьим богом» Велесом, а с исчезновением его культа были перенесены на Домового . Косвенным доводом в пользу этого допущения служит поверье, по которому замужняя женщина, «засветившая волосом» (показавшая свои волосы чужому), вызывала гнев Домового.
При переезде в новый дом надлежало совершить особый ритуал, чтобы уговорить Домового переехать вместе с хозяевами, которым в противном случае грозили беды.
Различались два вида Домовых — доможил ( упоминание беса-хороможителя в средневековом «Слове св. Василия»), живший в доме, обычно в углу за печью, куда надо было бросать мусор, чтобы «Домовой не перевёлся» (назывался также доброжилом, доброхотом, кормильцем, соседушкой), и дворовый, часто мучивший животных (Домовой вообще нередко сближался с нечистой силой).
По поверьям, Домовой мог превращаться в кошку, собаку, корову, иногда в змею, крысу или лягушку. Домовым могли стать люди, умершие без причастия.
Жертвы Домового (немного еды ) приносили в хлев, где он мог жить. Как и вся нечистая сила, домовой проявляет себя по ночам, когда занимается хозяйством . Днем он сидит на своем любимом месте — чердаке, за печью.
Обычай звать домового с собой при переезде в новый дом известенпреимущественно в русской традиции. Согласно поверьям, домовой, оставшийся в старом доме, плачет и воет по ночам, а семью, не позвавшую домового, в новом доме ждут несчастья. Домового переводили в новый дом с частью старого хозяйства: хлебом, лаптями, помелом, дежой с тестом, горшком углей из старой печи, веником. В старой усадьбе открывают ворота или лазиз подпола и с приговором типа: «Хозяин домовой, пойдем со мной в новый дом»,переносят эти вещи в новое жилище.
В западных областях России и в Белоруссии считалось, что колдуны могут наслать на семью чужого («наброжего» или «лихого») домового, который будет приносить хозяйству вред и убытки, мучить и морить скотину. Считается, что «свой» и «чужой» домовые дерутся по ночам в хлеву. «Чужого» домовоговыгоняли с помощью заговоров. Чтобы усмирить «своего» рассерженного домового, хозяин махал во дворе липовой палкой , втыкал нож над дверью .
По аналогии с именами женского духа дома (маруха, кикимора) предполагается, что древнейшим названием Домового могло быть Мара. Сходные поверья о духах дома бытовали у западных славян и многих других народов.