Асы (др.-исл. aesir, ед. число ass), в скандинавской мифологии основная группа богов, возглавляемая Одином (отцом большинства Асов), иногда      обозначение   богов   вообще.

Асы противопоставляются ванам, не­большой группе богов плодородия (особенно в мифе о войне между Асами  и ванами), великанам (ётунам), карликам (цвергам) и низшим жен­ским божествам — дисам, норнам, валькириям; в «Старшей Эдде» часто встречается формула «асы и альвы», возможно, как противопостав­ление Асыам— высших богов более низ­кой категории — духам (альвам).

Асы живут в небесном селении Асгарде. В «Младшей Эдде» пере­числяется 12 Асов: Один, Тор, Ньёрд, Тюр, Браги, Хеймдалль, Хёд, Видар, Али (или Вали), Улль, Форсети, Локи. Помимо них называются Бальдр и Фрейр в качестве сыновей Одина и Ньёрда, но сыновья Тора Магни и Моди не упомянуты, пропущен Хёнир, который в «Старшей Эдде» неизменно присутствует в странствую­щей троице Асов(Один—Локи—Хёнир). Присутствие в этом перечне Ньёрда и Фрейра, которые являются по про­исхождению ванами, и отсутствие Хёнира объясняется, возможно, тем, что, согласно мифу о войне между асами и ванами, Ньёрд и Фрейр были взяты после заключения мира залож­никами к Асам, а Хёнир перешёл к ванам в качестве заложника от Асыов «Млад­шая Эдда» перечисляет также 14 богинь («асинь»): Фригг, Сага, Эйр, Гевьон, Фулла, Фрейя, Съёвн, Ловн, Вар, Вер, Сюн, Хлин, Снотра, Гна, а затем упоминает также Соль и Биль, отдельно от богинь пе­речисляет валькирий и в заключение упоминает о причислении к богиням также Ёрд и Ринд. Из этого списка в мифах практически фигурируют главным образом Фригг и Фрейя (которая происходит из ванов), очень редко Гевьон и Фулла. Но, кроме того, в числе жён Асов  весьма часто упоминаются Сив — жена Тора и Идунн — жена Браги, а также Скади (дочь великана) — жена Ньёрда, вошедшая в общину асов после смерти своего отца. Ёрд фи­гурирует только в обозначении Тора «сыном Ёрд», а Ринд — только как мать Вали. На известных основаниях в числе богинь могли бы быть упомя­нуты также Герд — жена Фрейра, Нанна — жена Бальдра и Сигюн — жена Локи («Младшая Эдда» в числе гостей на пиру у великана Эгира называет в одном месте бо­гинь Фригг, Фрейю, Гевьон, Скади, Идунн, Сив, а в другом — Фригг, Фрейю, Гевьон, Идунн, Герд, Сигюн, Фуллу, Нанну). После войны Асов  и ванов,Асы ас­симилируют ванов.

Включение слова « Асы » в собственные имена у различных германских пле­мён и упоминание Иорданом культа Асов  у готов свидетельствует об обще­германском    распространении    представления об Асах  до принятия герман­цами христианства.

В ряде средневековых источников (в «Прологе» к «Младшей Эдде», в «Саге об Инглингах») рассказыва­ется о происхождении Асов из Азии. Некоторые учёные (в частности, шведский археолог Б. Салин) пыта­лись доказать, что рассказ этот име­ет историческую основу. Однако Асы оказались связанными с Азией, вероятно, лишь по созвучию. Эти­мология слова « Асы» восходит, по-видимому, к мифологическим пред­ставлениям о каких-то духах или душах в теле (особенно в момент беспамятства и смерти) и о душах умерших. Указанная этимология более всего подходит к характеристике Одина, который действительно рас­сматривается как главный Ас.  Об Асах,  как основной группе скандинавских богов.

 

Дата публикации: 01 октября 2011 в 22:08