Aшвины(др.-инд., двойств, ч.; от asvin-, «обладающий конями» или «рождённый от коня»), в ведийской и индуистской мифологии божественные братья-близнецы,   живущие   на   небе.

В «Ригведе» им посвящено 54 гимна целиком (по числу упоминаний Aшвины идут сразу же после Индры, Агни, Сомы). Ашвины принадлежат к небесным божествам и связаны с предрассветными и ве­черними сумерками. Разбуженные Ушас, они несутся на золотой колес­нице (трёхколёсной, трёхместной, ши­рокой и т. п.), запряжённой конями, птицами (орёл, лебеди, соколы) и т. д., или на стовесельном корабле по небу над всем миром в сопро­вождении Сурьи. Они объезжают за день вселенную и прогоняют тьму. Утром их призывают к себе молящие­ся. Aшвины — знатоки времени, они рождены небом, их место в обоих мирах. Aшвины — спасители, помогающие в беде; они приносят дары для ариев, богатство, пищу, коней, коров, быков, детей, свет, счастье, победу, дают долгую жизнь, жизнен­ную силу; они защищают певцов, вознаграждают их. Подчёркивается роль Aшвин как божественных целителей (Aшвины — «божественные врачи», «все­знающие»): они возвращают жизнь умершим, излечивают слепых и хромых, совершают другие чудесные поступки. Они спасают гиб­нущих в водной пучине; они же дают Шунахшепе совет, как спастись от заклания. Эта функция Aшвин фиксируется и в более поздних текстах («Махабха-рата», «Гопатха-брахмана» и др.). Aшвины связаны с мёдом (они дают его пчёлам, кропят им жертву, везут мёд на колеснице и т. д.) и сомой, на основании чего голландский индолог Ф. Б. И. Кейпер выдвинул гипотезу о замене в Древней Индии старого опьяняющего напитка из мёда сомой. Aшвины нетерпимы к чужим; они выступают против злых духов, болезней, скупцов, завистников. Из всех божеств ведийского пантеона именно Aшвины теснее всего связаны с со­лярными божествами и, как и по­следние, принимают участие в сва­дебных ритуалах.

Aшвины изображаются юными (они — самые юные из богов, но вместе с тем и древние), сильными, прекрасными, обладающими здоровь­ем; подчёркивается их яркость, золо­той цвет (цвет мёда; несколько раз они названы красными), они быстры, ловки, могучи, обладают многими формами, украшены гир­ляндами из лотоса; они танцоры. Их сравнивают с птица­ми (орёл, гуси), быками, буйволами, газелями и т. д. Позднейшая иконо­графия уточняет эти описания Aшвин.

Главная особенность Aшвин — парность, и, хотя Aшвины — близнецы, иногда указывается, что они родились порознь; согласно древнеиндийскому лексикографу Яске, один из Aшвин — сын ночи, другой — сын рассвета (один — сын Сумакхи, другой — сын неба). Не вполне ясно, как дифференцировались Aшвины между собой в ранний период; позже оформ­ляется ряд противопоставлений, с элементами которых связан каждый из Aшвин: небо—земля, день—ночь, солн­це—месяц и т. д. Их отец — Дьяус — Небо или Вивасват (в другой вер­сии — Мартанда); матерью называют Ушас, Океан, реку Синдху, Саранью, дочь Тваштара. Жена их — Ашвини. Вместе с тем Ушас вы­ступает и как сестра Aшвин; они связаны и с дочерью бога солнца Сурьей (Aшвины одновременно её мужья и сваты для Сомы); Пушан — их сын, вме­сте с тем Aшвины (порознь) — родители Накулы и Сахадевы — двух младших пандавов. А. также выступают вместе с Индрой, Рудрой (и рудрами), Вач, Сомой и т. д.

В ряде мифологических сюжетов Aшвины играют видную роль. Основной из них  описывает рожде­ние Aшвин.  Дочь Тваштара Саранью стала женой Вивасвата. Родив Вивасвату двух близнецов Яму и Ями, Саранью, не любившая супруга, подменяет себя во всём подобной ей женщиной, а сама, обернувшись кобылицей, убегает из дому. Заметив обман, Вивасват, превратившись в коня, пускается в погоню и настигает её. После примирения Саранью рождает двух близнецов-братьев — Насатью и Дасру, которые и стали называться Ашвинами (также и Насатьями). Aшвины выступают и в сюжете поединка Индры со своим бывшим другом асурой Намучи, который лишил Индру силы. Aшвины дали Индре совет, как по­бедить Намучи (с помощью покры­той морской пеной ваджры). После убийства Намучи Aшвины из его крови приготовили лекарство, вернувшее Индре силу («Шатапатха-брахма-на» и др.). Ашвины исцеляют Индру и тог­да, когда он выпивает чрезмерное количество сомы после убийства Зишварупы, сына Тваштара («Ма-хабхарата» и др.). Один из наиболее известных мифологических сюжетов, связанных с Aшвинами, излагается в «Шата-патха-брахмане», «Махабхара-те», «Брихаддевате» и др.    Aшвины  (Насатья   и   Дасра) однажды увидели красавицу Суканью, выходившую после купания из воды, и предложили ей выбрать из них себе мужа. Суканья отказалась, т. к. у неё был уже муж, дряхлый отшельник Чьявана. Тогда Aшвины омолодили Чьявану и вместе с ним вышли из озера в виде прекрасных юношей, не отличи­мых друг от друга. По тайному знаку Суканья всё-таки сумела выбрать Чьявану, который в благодарность дал Aшвинам долю в возлияних сомы, чем вызвал гнев завистливого Индры. В других сюжетах, однако, Aшвины не раз выступают в свите Индры или как его помощники в битвах. Богине Кали Aшвины дают брови. Особенно многочисленны мотивы спасения Aшвинами кого-либо из беды.

Почитание Aшвин продолжалось и в послеведийскую эпоху. В эпосе, пуранах, «Хариванше» они именуются Ашвиникумара, т. е. «дети кобылы», хотя их конская природа, как и в ведийских текстах, остаётся завуали­рованной. В дальнейшем появляются другие пары близнецов, дублирующие Aшвин. В образе Aшвин, по всей вероятности, нужно видеть следы древнего индо­европейского культа близнецов (см. Близнечные мифы). А. близки древне­греческим Диоскурам, сыновьям Зев­са. Как и А., они связаны с конями, сменой дня и ночи и, следовательно, солнцем, с функцией спасения. Мо­тив рождения Диоскуров из яйца со­относим с тем, что А. — сыновья Мартанды. Образ Aшвин проник в некоторые  культурные тра­диции  народов  Юго-Западной  Азии.

 

Дата публикации: 23 октября 2011 в 22:44