|
|
Aшвины(др.-инд., двойств, ч.; от asvin-, «обладающий конями» или «рождённый от коня»), в ведийской и индуистской мифологии божественные братья-близнецы, живущие на небе.
В «Ригведе» им посвящено 54 гимна целиком (по числу упоминаний Aшвины идут сразу же после Индры, Агни, Сомы). Ашвины принадлежат к небесным божествам и связаны с предрассветными и вечерними сумерками. Разбуженные Ушас, они несутся на золотой колеснице (трёхколёсной, трёхместной, широкой и т. п.), запряжённой конями, птицами (орёл, лебеди, соколы) и т. д., или на стовесельном корабле по небу над всем миром в сопровождении Сурьи. Они объезжают за день вселенную и прогоняют тьму. Утром их призывают к себе молящиеся. Aшвины — знатоки времени, они рождены небом, их место в обоих мирах. Aшвины — спасители, помогающие в беде; они приносят дары для ариев, богатство, пищу, коней, коров, быков, детей, свет, счастье, победу, дают долгую жизнь, жизненную силу; они защищают певцов, вознаграждают их. Подчёркивается роль Aшвин как божественных целителей (Aшвины — «божественные врачи», «всезнающие»): они возвращают жизнь умершим, излечивают слепых и хромых, совершают другие чудесные поступки. Они спасают гибнущих в водной пучине; они же дают Шунахшепе совет, как спастись от заклания. Эта функция Aшвин фиксируется и в более поздних текстах («Махабха-рата», «Гопатха-брахмана» и др.). Aшвины связаны с мёдом (они дают его пчёлам, кропят им жертву, везут мёд на колеснице и т. д.) и сомой, на основании чего голландский индолог Ф. Б. И. Кейпер выдвинул гипотезу о замене в Древней Индии старого опьяняющего напитка из мёда сомой. Aшвины нетерпимы к чужим; они выступают против злых духов, болезней, скупцов, завистников. Из всех божеств ведийского пантеона именно Aшвины теснее всего связаны с солярными божествами и, как и последние, принимают участие в свадебных ритуалах.
Aшвины изображаются юными (они — самые юные из богов, но вместе с тем и древние), сильными, прекрасными, обладающими здоровьем; подчёркивается их яркость, золотой цвет (цвет мёда; несколько раз они названы красными), они быстры, ловки, могучи, обладают многими формами, украшены гирляндами из лотоса; они танцоры. Их сравнивают с птицами (орёл, гуси), быками, буйволами, газелями и т. д. Позднейшая иконография уточняет эти описания Aшвин.
Главная особенность Aшвин — парность, и, хотя Aшвины — близнецы, иногда указывается, что они родились порознь; согласно древнеиндийскому лексикографу Яске, один из Aшвин — сын ночи, другой — сын рассвета (один — сын Сумакхи, другой — сын неба). Не вполне ясно, как дифференцировались Aшвины между собой в ранний период; позже оформляется ряд противопоставлений, с элементами которых связан каждый из Aшвин: небо—земля, день—ночь, солнце—месяц и т. д. Их отец — Дьяус — Небо или Вивасват (в другой версии — Мартанда); матерью называют Ушас, Океан, реку Синдху, Саранью, дочь Тваштара. Жена их — Ашвини. Вместе с тем Ушас выступает и как сестра Aшвин; они связаны и с дочерью бога солнца Сурьей (Aшвины одновременно её мужья и сваты для Сомы); Пушан — их сын, вместе с тем Aшвины (порознь) — родители Накулы и Сахадевы — двух младших пандавов. А. также выступают вместе с Индрой, Рудрой (и рудрами), Вач, Сомой и т. д.
В ряде мифологических сюжетов Aшвины играют видную роль. Основной из них описывает рождение Aшвин. Дочь Тваштара Саранью стала женой Вивасвата. Родив Вивасвату двух близнецов Яму и Ями, Саранью, не любившая супруга, подменяет себя во всём подобной ей женщиной, а сама, обернувшись кобылицей, убегает из дому. Заметив обман, Вивасват, превратившись в коня, пускается в погоню и настигает её. После примирения Саранью рождает двух близнецов-братьев — Насатью и Дасру, которые и стали называться Ашвинами (также и Насатьями). Aшвины выступают и в сюжете поединка Индры со своим бывшим другом асурой Намучи, который лишил Индру силы. Aшвины дали Индре совет, как победить Намучи (с помощью покрытой морской пеной ваджры). После убийства Намучи Aшвины из его крови приготовили лекарство, вернувшее Индре силу («Шатапатха-брахма-на» и др.). Ашвины исцеляют Индру и тогда, когда он выпивает чрезмерное количество сомы после убийства Зишварупы, сына Тваштара («Ма-хабхарата» и др.). Один из наиболее известных мифологических сюжетов, связанных с Aшвинами, излагается в «Шата-патха-брахмане», «Махабхара-те», «Брихаддевате» и др. Aшвины (Насатья и Дасра) однажды увидели красавицу Суканью, выходившую после купания из воды, и предложили ей выбрать из них себе мужа. Суканья отказалась, т. к. у неё был уже муж, дряхлый отшельник Чьявана. Тогда Aшвины омолодили Чьявану и вместе с ним вышли из озера в виде прекрасных юношей, не отличимых друг от друга. По тайному знаку Суканья всё-таки сумела выбрать Чьявану, который в благодарность дал Aшвинам долю в возлияних сомы, чем вызвал гнев завистливого Индры. В других сюжетах, однако, Aшвины не раз выступают в свите Индры или как его помощники в битвах. Богине Кали Aшвины дают брови. Особенно многочисленны мотивы спасения Aшвинами кого-либо из беды.
Почитание Aшвин продолжалось и в послеведийскую эпоху. В эпосе, пуранах, «Хариванше» они именуются Ашвиникумара, т. е. «дети кобылы», хотя их конская природа, как и в ведийских текстах, остаётся завуалированной. В дальнейшем появляются другие пары близнецов, дублирующие Aшвин. В образе Aшвин, по всей вероятности, нужно видеть следы древнего индоевропейского культа близнецов (см. Близнечные мифы). А. близки древнегреческим Диоскурам, сыновьям Зевса. Как и А., они связаны с конями, сменой дня и ночи и, следовательно, солнцем, с функцией спасения. Мотив рождения Диоскуров из яйца соотносим с тем, что А. — сыновья Мартанды. Образ Aшвин проник в некоторые культурные традиции народов Юго-Западной Азии.