ВИВАСВАТ (др.-инд. Vivasvat-  «сияющий») —  в ведийской мифологии солярное божество, олицетворяющее свет на небе и на земле, родоначальник людей. В «Ригведе» упоминается около тридцати раз.

Вивасват — последний (восьмой) сын Адити. Он родился уродом — без рук и без ног, гладкий со всех сторон.Старшие братья Митра, Варуна, Бхага и др. отсекли всё лишнее, и так возник прародитель людей.

Именно Вивасват стал прародителем всех смертных на земле, и лишь впоследствии сам стал равный богам. Его сделали богом Солнца, и получил другое имя—Сурья. Куски тела Вивасвата, отсеченные его братьями стали основой для слона.  В некоторых текстах этот персонаж называется Мартанда.

Впоследствии Вивасват сравнялся с богами, став солнцем (Сурьей; Вивасват — эпитет Сурьи).

Вивасват стал мужем дочери Тваштара — Саранью, которая родила ему близнецов — Яму и Ями, а сама, не желая жить с мужем, бежала от него, приняв облик кобылицы. Вивасват, обернувшись конём, настигает её, происходит примирение, рождаются близнецы Ашвины.

 

 Ашвины стали божествами утренних и вечерних звезд, а также  сумеречного времени. Пред самым рассветом, в то время, когда ночь заканчивается и свет борется с ночной тьмой, они самыми первыми появляются на утреннем небосводе, два крепких юноши, вечно красивые и юные, на колеснице из золота, которую тащат крылатые кони.   Вместе с Ашвинами на колеснице едет и Сурья, прекрасная дочь Савитара, солнечная дева.

Когда-то давным-давно отец выдал ее замуж за Сому, божество луны, но за нее желали выйти и множество других богов, и было вынесено решение, что в жены ее получит тот, кто в соревнованиях на колесницах самым первым достигнет солнца. Победили в этом состязании Ашвины, и прекрасная  Сурья взошла на их золотую колесницу. С тех пор она является их постоянной спутницей.

К людям, своим непосредственным родственникам, Ашвины на порядок благосклоннее, чем остальные боги, и они ограждают смертных от различных несчастий и бед.

 

  Ашвины чрезвычайно мудры и считаются отличными целителями, они помогают увечным, больным и немощным и даже иногда возвращают молодость старикам. Они спасают тонущих в водной пучине—так однажды они спасли Бхуджью, сына Тугры, которого выбросили в море собственные товарищи во время одной из бурь. Еле живого, уже не надеявшегося на спасение в бескрайних водах, Ашвины вытащи Бхуджью на сушу.

     Младшие дети бога Вивасвата родившись сразу стали богами, а старшие—Ману, Яма и Ями были простыми смертными, так как их отец был смертен, когда они рождались. Ведь Вивасват стал богом солнца далеко не сразу.

Старший сын Вивасвата, Яма, жил обычной человеческой жизнью на земле вместе со своей сестрой. Ями впоследствии стала божеством священной индийской реки Ямуны, Шани, который взошел на небосвод, стал хозяином недоброй планеты Шани, а дочь Тапати стала женой царя Лунного рода, а Куру великий индийский герой был ее родным сыном.

 

Вивасват первый совершил жертвоприношение и даровал людям огонь.   Индра, Сома, Ашвины и Яма особенно тесно связаны с Вивасват.

 

 Его имя употребляется как эпитет Агни и Ушас. В «Яджурведе» и брахманах Вивасват  относят к адитьям, а в послеведийский период он вполне отождествляется с солнцем. Вивасват как отец Ямы находит точное соответствие в авест. Vivanhvant, отец Иимы.

 

Дата публикации: 21 марта 2011 в 17:27