ВАРУНА (др.-инд. Varuna)-  в древнеиндийской мифологии бог, связанный с космическими водами, охранитель истины и справедливости, главный из адитьев.  Наряду с Индрой величайший из богов ведийского пантеона.   Варуне посвящено 10 гимнов, кроме того, многочисленные гимны посвящены Варуне совместно с Митрой.

Только Варуну  и Индру называют «вседержитель». Варуна — также самодержец, царь (над миром, над богами и людьми) надо всеми. Он наставляет богов, и они следуют его приказам и советам .

Варуна — тот, кто сотворил мир и удерживает его. Он заполняет воздушное пространство, расширяет землю, освещает небо и землю, укрепляет солнце, измеряет землю солнцем, поднимает на небо.  Небо и земля подвластны ему,  ночь и день — его одежда.   Варуна  дал движение солнцу —  оно его глаз. Сам он тысячеглаз.

Как показал немецкий индолог Г. Людерс, основная черта Варуны — связь с космическими водами во всём их многообразии (мировой океан, образующий внешнюю рамку творения, которая отделяет космос от хаоса).  Небесные воды — дождь.   Варуна изливает космические воды (он бог дождя, V 85, 3—4), освобождает воды, прокладывает путь потокам, укрывает океан, наполняет море водой, озирает течение рек, находится в реках, в море.   Реки — его сестры (их семь).

Пара Варуны  — Митра, поскольку Митра связан с огнём (солнцем),  отражает архаичное противопоставление воды и огня (в брахманической литературе Варуна  и Митра противопоставлены друг другу по многим признакам).   В отличие от Митры Варуна  больше связан с природным, чем с социальным, с ночью, луной, с дальним, с тайным и магией.  Он обладает чудесной колдовской силой (майя), ему присущи асурские качества:  иногда его называют асура, хотя чаще он — дева, а изредка — и дева асура .

Вместе с Митрой Варуна  моделирует космос в целом, особенно в его магико-правовом аспекте. Варуна  толкуется немецким индологом П. Тиме  как обозначение истинной речи. К людям Варуна  скорее строг и вообще далёк от них, впрочем Варуна  благосклонен к певцам. Варуна не столько дарует блага людям, сколько следит за ними и защищает их от злого начала. Так, Варуна  освобождает от страха, защищает от злых снов, сторожит мысли людей .

Он выступает против несправедливости, болезни, смерти, колдовства и даже дарует долгую жизнь.

Варуна — воплощение мирового порядка, истины. Он высматривает правду и ложь, ищет виновных, карает их (в частности, насылает на грешников водянку; верёвка или петля — его орудие против грешников) и отпускает грехи. Он — хранитель высшего закона и гарантия законосообразности в мире.

В ведийских гимнах Варуна  связан с Адити (его матерью), Агни и Сомой, Манью, Ушас, Индрой (ряд гимнов посвящен Варуне и Индре совместно).  Однако мифологических сюжетов, связанных с Варуной, в ведах немного, и они известны лишь в фрагментах. Помимо космогонического мотива золотого зародыша (солнца) в мировом океане, связывающего Митру с Варуной, в «Ригведе» более или менее полно представлен лишь один мифологический сюжет — история отношений Варуны  с Васиштхой: мудрец и певец Васиштха, бывший некогда любимцем Варуны (Варуна  показал ему смену дня и ночи, взял с собой на корабль, сделал риши ), прогневал грозного бога  и впал в немилость.

 Он умоляет Варуну  избавить его от кары, но Варуна  насылает на Васиштху смертельную болезнь — водянку. Ещё менее ясен сюжет о риши Трита, оказавшемся на дне глубокого колодца и взывающем о справедливости и о заступничестве к Агни и Варуне.  У Варуны  есть жена Варунани или Варуни, позже считавшаяся богиней вина.

В послеведийский период Варуна  утрачивает своё ведущее положение в пантеоне богов, становится одним из хранителей мира и обычно связывается с Западом, подчиняясь верховной триаде богов индуистского пантеона. После свержения Нахуши с небесного трона Брахма, согласно эпическим источникам, даровал власть над вселенной Индре и тем, кто помог ему вернуться из изгнания (Варуна, Яма, Агни или Сома). В сказании о Нахуше  Варуна  призывает Индру вернуться и поразить Нахушу.

Вместе с тем в послеведийскую эпоху Варуна  продолжает считаться владыкой вод, но власть его существенно ограничивается, а связь с нравственным законом почти полностью затушёвывается. Зато образ Варуны  сильно антропоморфизируется, он приобретает многочисленные связи, в т. ч. и родственные, правда, редко играя  новную роль.

В эпосе и пуранах  наиболее   известные  сюжеты с участием   Варуны   таковы — Соперничество Варуны  и Утатхьи.  Варуна  Похищает Бхадру,   дочь  Сомы,   жену мудреца Утатхьи, и уводит, её в свой дворец на дне морском.  Узнав о похищении жены, Утатхья посылает к Варуне  Мудреца Нараду, но Варуна прогоняет его.  Утатхья обращается к реке Capacвати  с просьбой не питать более океан водою, а сам   осушает   океан.    Варуна  вынужден покориться   и   вернуть жену мужу.

 Варуна  полюбил   апсару   Урваши, жену Митры, и она рождает ему двух сыновей.  Варуна,  как и другие боги, при приближении  Раваны превращается в лебедя, которому потом дарует   красоту.   Равана вторгается в царство Варуны,  побеждает его сыновей и внуков, вызывает на бой  самого Варуну, тот, однако, уклоняется от вызова.

Варуна  в сказании о Парашураме дает брахману Ричике тысячу коней, затем он скрывает у себя потомков царя Марутты. В  ряде сюжетов он  помогает Индре. Боги создают богиню Кали, и Варуна  дарует ей ноги и петлю  , которой она опутывает асурского демона   Махиши.  Варуна дарует Арджуне петлю, лук, стрелы, колесницу,   с  тем  чтобы он достиг неба .

Варуна  и белое опахало —  в одной из версий сказания о пахтанье океана  . Харишчандра молит Варуна  о сыне,. Тот  дарует  ему сына и требует принести его в жертву. После ряда отсрочек прнимается решение отдать Варуне в жертву Шунахшепу. Варуна  вместе   с   Индрой и Сомой  предлагает  убить  жреца  Аурву.  Он поёт гимн Кришне чтобы    отвести    его    угрозы ...

 Устанавливается   более  тесная   связь Варуны  с нижним   царством,   смертью (петля становится главным его атребутом).  Варуна  является в окружении змей Брахманы.

Эволюция образа Варуны  (в частности, такие  его  моменты,  как  оттеснение Варуны  Индрой и близкая связь с Митрой)  позволяет восстановить некоторые детали формирования этого божества. Сочетание Митра — Варуна (при том, что Варуна  — асура) несомненно родственно древнеиранскому Митра — Ахурамазда, что надёжно гарантирует индо-иранский характер этой пары. Само имя Варуна  исследователи сопоставляли с хеттским морским божеством Аруной, с древнегреческим богом неба Ураном, наконец, со славянским Волосом (Белесом), литовским Велнясом и т. д.  Поэтому при сохранении ряда неясностей индоевропейские параллели к этому имени несомненны.

 

Дата публикации: 17 марта 2011 в 13:11