|
|
ВАРУНА (др.-инд. Varuna), в древнеиндийской мифологии бог, связанный с космическими водами, охранитель истины и справедливости, главный из адитьев; наряду с Индрой величайший из богов ведийского пантеона. Варуне посвящено 10 гимнов, кроме того, многочисленные гимны посвящены Варуне совместно с Митрой. Только Варуна и Индру называют «вседержитель». Варуна — также самодержец, царь (над миром, над богами и людьми) надо всеми, наставляет богов, и они следуют его приказам и советам. Варуна — тот, кто сотворил мир и удерживает его; он заполняет воздушное пространство, расширяет землю, освещает небо и землю, укрепляет солнце, измеряет землю солнцем, поднимает на небо; небо и земля подвластны ему; ночь и день — его одежда. Варуна дал движение солнцу; оно его глаз, сам он тысячеглаз.
Как показал немецкий индолог Г. Людерс, основная черта Варуны — связь с космическими водами во всём их многообразии (мировой океан, образующий внешнюю рамку творения, которая отделяет космос от хаоса; небесные воды — дождь; моря, реки, потоки, подземные воды и т. д.). Варуна изливает космические воды (он бог дождя), освобождает воды, прокладывает путь потокам, укрывает океан, наполняет море водой, озирает течение рек, находится в реках, в море; реки — его сестры (их семь). Пара Варуна — Митра [поскольку Митра связан с огнём (солнцем)] отражает архаичное противопоставление воды и огня (в брахманической литературе Варуна и Митра противопоставлены друг другу по многим признакам). В отличие от Митры Варуна больше связан с природным, чем с социальным, с ночью, луной, с дальним, с тайным и магией. Он обладает чудесной колдовской силой (майя), ему присущи асурские качества: иногда его называют асура, хотя чаще он — дева, а изредка — и дева асура. Вместе с Митрой Варуна моделирует космос в целом, особенно в его магико-правовом аспекте. Варуна толкуется немецким индологом П. Тиме как обозначение истинной речи (в последнее время это толкование вызвало ряд возражений). К людям Варуна скорее строг и вообще далёк от них, впрочем Варуна благосклонен к певцам. Варуна не столько дарует блага людям, сколько следит за ними и защищает их от злого начала. Так, Варуна освобождает от страха, защищает от злых снов, сторожит мысли людей; он выступает против несправедливости, болезни, смерти, колдовства и даже дарует долгую жизнь. Варуна — воплощение мирового порядка (fta), истины. Он высматривает правду и ложь, ищет виновных, карает их (в частности, насылает на грешников водянку; верёвка или петля — его орудие против грешников) и отпускает грехи. Он — хранитель высшего закона и гарантия законосообразности в мире. В ведийских гимнах Варуна связан с Адити (его матерью), Агни и Сомой, Манью, Ушас, Индрой (ряд гимнов посвящен Варуне и Индре совместно). Однако мифологических сюжетов, связанных с Варуной, в ведах немного, и они известны лишь в фрагментах. Помимо космогонического мотива золотого зародыша (солнца) в мировом океане, связывающего Митру с Варуной, в «Ригведе» более или менее полно представлен лишь один мифологический сюжет — история отношений Варуны с Васиштхой: мудрец и певец Васиштха, бывший некогда любимцем Варуны (Варунапоказал ему смену дня и ночи, взял с собой на корабль, сделал риши и т. п.), прогневал грозного бога и впал в немилость; он умоляет Варуну избавить его от кары, но Варуна насылает на Васиштху смертельную болезнь — водянку. Ещё менее ясен сюжет о риши Трита, оказавшемся на дне глубокого колодца и взывающем о справедливости и о заступничестве к Агни и Варуне. У Варуны есть жена Варунани или Варуни, позже считавшаяся богиней вина.
В послеведийский период Варуна утрачивает своё ведущее положение в пантеоне богов, становится одним из хранителей мираи обычно связывается с Западом, подчиняясь верховной триаде богов индуистского пантеона. После свержения Нахуши с небесного трона Брахма, согласно эпическим источникам, даровал власть над вселенной Индре и тем, кто помог ему вернуться из изгнания (Варуна, Яма, Агни или Сома). В сказании о Нахуше Варуна призывает Индру вернуться и поразить Нахушу. Вместе с тем в послеведийскую эпоху Варуна продолжает считаться владыкой вод; но власть его существенно ограничивается, а связь с нравственным законом почти полностью затушёвывается. Зато образ Варуны сильно антропоморфизируется, он приобретает многочисленные связи, в т. ч. и родственные [ср. его сыновей: Бхригу; Вадж.-самх.; Тайтт.-бр.), Агастью, Васиштху, дочь Варуни, вышедшую из океана при его пахп-жену или жён (воды) и входит в большое числосхем, правда, редко играя ъ новную роль.
В эпосе и пуранах (по преимуществу) наиболее известные сюжеты с участием Варуны таковы. Соперничество Варуны и Утатхьи. Варуна похищает Бхадру, дочь Сомы, жену мудреца Утатхьи, и уводит, её в свой дворец на дне морском; узнав о похищении жены, Утатхья посылает к Варуне мудреца Нараду, но Варуна прогоняет его. Утатхья обращается к реке Capacвати с просьбой не питать более океан водою, а сам осушает океан; Варуна вынужден покориться и вернуть жену мужу. Варуна полюбил апсару Урваши, жену Митры, и она рождает ему двух сыновей. Варуна, как и другие боги, при приближении Раваны превращается в лебедя, которому потом дарует красоту. Равана вторгается в царство Варуны, побеждает его сыновей и внуков, вызывает на бой самого Варуну, тот, однако, уклоняется от вызова. Варунав сказании о Парашураме дает брахману Ричике тысячу коней, затем он скрывает у себя потомков царя Марутты. Варуна в ряде сюжетов помогаетИндре. Боги создают богиню Кали, и Варуна дарует ей ноги и петлю которой она опутывает асурского демона Махиши Варуна дарует Арджуне петлю, лук, стрелы, колесницу, с тем чтобы он достиг неба. Варуна и белое опахало в одной из версий сказания о пахтанье океана (Матсья-пуг.) Харишчандра молит Варуну о сыне, Варуна дарует ему сына и требует принести его в жертву; после ряда отсрочек прнимается решение отдать Варуне в жертву Шунахшепу.Варуна вместе с Индрой и Сомой предлагает убить жреца Аурву. Варуна поёт гимн Кришне чтобы отвести его угрозы и т. д. Ср. также связанные с сыновьями и братом Варуны (Агастья, Васиштха, Бхригу в Вивасват и т. д.) или с царством Варуны(напр., сказание о нагах), которые наряду с его дворцом не раз описывается в эпосе. Устанавливается более тесная связьВаруныс нижним царством, смертью (петля становится главным его атребутом), Варуна является в окружении змей Брахманы, напротив, подчёркивают ритуальный аспект Варуны.
Эволюция образа Варуны (в частности, такие его моменты, как оттеснение Варуны Индрой и близкая связь с Митрой) позволяет восстановить некоторые детали формирования этого божества. Сочетание Митра — Варуна (при том, что Варуна — асура) несомненно родственно древнеиранскому Митра — Ахурамазда, что надёжно гарантирует индо-иранский характер этой пары. Само имя Варуны исследователи сопоставляли с хеттским морским божеством Аруной, с древнегреческим богом неба Ураном, наконец, со славянским Волосом (Белесом), литовским Велнясо.м и т. д. Поэтому при сохранении ряда неясностей индоевропейские параллели к этому имени несомненны.