ВАРУНА (др.-инд. Varuna), в древне­индийской мифологии бог, связанный с космическими водами, охранитель истины и справедливости, главный из адитьев; наряду с Индрой величайший из богов ведийского пантеона. Варуне посвящено 10 гимнов, кроме того, многочисленные гимны посвящены Варуне совместно с Митрой. Только Варуна и Индру называют «вседержитель». Варуна — также самодержец, царь (над миром, над богами и людьми) надо всеми, наставляет богов, и они следуют его приказам и сове­там. Варуна — тот, кто сотворил мир и удерживает его; он заполняет воздушное пространство, расширяет землю, освещает небо и землю, укреп­ляет солнце, измеряет землю солнцем, поднимает на небо; небо и земля под­властны ему; ночь и день — его одежда. Варуна дал движение солнцу; оно его глаз, сам он тысячеглаз.

Как показал немецкий индолог Г. Людерс, основная черта Варуны — связь с космическими водами во всём их многообразии (мировой оке­ан, образующий внешнюю рамку тво­рения, которая отделяет космос от хаоса; небесные воды — дождь; моря, реки, потоки, подземные воды и т. д.). Варуна изливает космические воды (он бог дождя), освобождает во­ды, прокладывает путь потокам, укрывает океан, наполняет море водой, озирает течение рек, находится в ре­ках, в море; реки — его сестры (их семь). Пара Варуна — Митра [поскольку Митра связан с огнём (солнцем)] отражает архаичное противопостав­ление воды и огня (в брахманической литературе Варуна и Митра противопо­ставлены друг другу по многим при­знакам). В отличие от Митры Варуна больше связан с природным, чем с социальным, с ночью, луной, с даль­ним, с тайным и магией. Он обла­дает чудесной колдовской силой (майя), ему присущи асурские ка­чества: иногда его назы­вают асура, хотя чаще он — дева, а изредка — и дева асура. Вместе с Митрой Варуна моделирует космос в целом, осо­бенно в его магико-правовом аспекте. Варуна толкуется немецким индологом П. Тиме как обозначение истинной речи (в последнее время это толкование вызвало ряд возраже­ний). К людям Варуна скорее строг и вообще далёк от них, впрочем Варуна бла­госклонен к певцам. Варуна не столько дарует блага людям, сколько следит за ними и защищает их от злого начала. Так, Варуна освобождает от страха, защищает от злых снов, сторожит мысли людей; он выступает против несправедливости, болезни, смер­ти, колдовства и даже дарует долгую жизнь. Варуна — во­площение мирового порядка (fta), истины. Он высматривает правду и ложь, ищет виновных, карает их (в частности, насылает на грешни­ков водянку; верёвка или петля — его орудие против грешников) и отпускает грехи. Он — хранитель высшего закона и гарантия законо­сообразности в мире. В ведийских гимнах Варуна связан с Адити (его ма­терью), Агни и Сомой, Манью, Ушас, Индрой (ряд гимнов посвящен Варуне и Индре совместно). Однако мифо­логических сюжетов, связанных с Варуной, в ведах немного, и они известны лишь в фрагментах. Помимо космогониче­ского мотива золотого зародыша (солнца) в мировом океане, связы­вающего Митру с Варуной, в «Ригведе» бо­лее или менее полно представлен лишь один мифологический сюжет — история отношений Варуны с Васиштхой: мудрец и певец Васиштха, бывший некогда любимцем Варуны (Варунапоказал ему смену дня и ночи, взял с собой на корабль, сделал риши и т. п.), прогневал грозного бога и впал в немилость; он умоляет Варуну избавить его от кары, но Варуна насылает на Васиштху смертельную болезнь — во­дянку. Ещё менее ясен сюжет о риши Трита, оказавшемся на дне глубокого колодца и взывающем о справедли­вости и о заступничестве к Агни и Варуне. У Варуны есть жена Варунани  или Варуни, позже считавшаяся богиней вина.

В послеведийский период Варуна утра­чивает своё ведущее положение в пантеоне богов, становится одним из хранителей мираи обычно связывается с Западом, под­чиняясь верховной триаде богов ин­дуистского пантеона. После сверже­ния Нахуши с небесного трона Брах­ма, согласно эпическим источникам, даровал власть над вселенной Индре и тем, кто помог ему вернуться из изгнания (Варуна, Яма, Агни или Сома). В сказании о Нахуше Варуна призывает Индру вернуться и поразить Нахушу. Вместе с тем в послеведийскую эпоху Варуна продолжает считаться владыкой вод; но власть его существенно ограничивается, а связь с нравственным законом почти полностью затушёвывается. Зато образ Варуны сильно антропоморфизируется, он приобретает многочислен­ные связи, в т. ч. и родственные [ср. его сыновей: Бхригу; Вадж.-самх.; Тайтт.-бр.), Агастью, Васиштху, дочь Варуни, вышед­шую из океана при его пахп-жену  или  жён   (воды)   и   входит  в  большое  числосхем, правда, редко играя ъ новную роль.

В эпосе и пуранах (по преимуществу)   наиболее   известные  сюжеты с участием   Варуны   таковы.   Соперничество Варуны и Утатхьи. Варуна похищает Бхадру,   дочь  Сомы,   жену мудреца Утатхьи, и уводит, её в свой дворец на дне морском; узнав о похищении жены, Утатхья посылает к Варуне мудреца Нараду, но Варуна прогоняет его. Утатхья обращается к реке Capacвати  с просьбой не питать более океан водою, а сам   осушает   океан;   Варуна вынужден покориться   и   вернуть жену мужу. Варуна полюбил   апсару   Урваши, жену Митры, и она рождает ему двух сыновей.  Варуна,  как и другие боги, при приближении  Раваны пре­вращается в лебедя, которому потом дарует   красоту.   Равана вторгается в царство Варуны,  побеждает его сыновей и внуков, вызывает на бой  самого Варуну, тот, однако, уклоняется от вызова.  Варунав сказании о Парашураме дает брахману Ричике тысячу коней, затем он скрывает у себя потомков царя Марутты. Варуна в ряде сюжетов помогаетИндре. Боги создают богиню Кали, и Варуна дарует ей ноги и петлю ­которой она опутывает асурского демона   Махиши   Варуна дарует Арджуне петлю, лук, стрелы, колесницу,   с  тем  чтобы он достиг неба. Варуна и белое опахало в одной из версий сказания о пахтанье океана  (Матсья-пуг.) Харишчандра молит Варуну о сыне, Варуна дарует  ему сына и требует принести его в жертву; после ряда отсрочек прнимается решение отдать Варуне в жертву Шунахшепу.Варуна вместе   с   Индрой и Сомой  предлагает  убить  жреца  Аурву. Варуна поёт гимн Кришне чтобы    отвести    его    угрозы и т. д. Ср. также связанные с сыновьями  и братом Варуны  (Агастья, Васиштха, Бхригу  в Вивасват и т. д.)  или с царством Варуны(напр.,  сказание  о  нагах), которые наряду  с  его дворцом не раз описывается в эпосе. Устанавливается   более  тесная   связьВаруныс нижним   царством,   смертью (петля становится главным его атребутом), Варуна является в окружении змей Брахманы,   напротив,   подчёркивают ритуальный   аспект   Варуны.

Эволюция образа Варуны (в частности, такие  его  моменты,  как  оттеснение Варуны  Индрой и близкая связь с Митрой)  позволяет восстановить некоторые детали формирования этого божества. Сочетание Митра — Варуна (при том, что Варуна — асура) несомненно родственно древнеиранскому Мит­ра — Ахурамазда, что надёжно гаран­тирует индо-иранский характер этой пары. Само имя Варуны исследователи сопоставляли с хеттским морским божеством Аруной, с древнегреческим богом неба Ура­ном, наконец, со славянским Волосом (Белесом), литовским Велнясо.м и т. д. Поэтому при сохранении ряда неяснос­тей индоевропейские параллели к это­му имени несомненны.

 

Дата публикации: 11 марта 2011 в 14:28