Асуры (др.-инд. Asura, букв, «об­ладающий жизненной силой»), в ве­дийской и индуистской мифологии: 1) класс небесных персонажей, обла­дающий колдовской силой майя. В «Ригведе» Асуры могут быть и боги [адитьи (прежде всего Варуна и Митра), Агни, Индра и др.], и (ред­ко) небесные демоны — противники богов. Но уже в «Атхарваведе» под Асурами  понимаются только демоны (из­редка выступающие и как враги лю­дей ); ср. «Каушика-сутра», тогда как боги называются исключительно дева (deva-); в упанишадах боги также — сура (sura-), откуда толкование име­ни Асур как «не-боги» (а-сура). К этому времени окончательно складывается противопоставление Асурам богам. Вместе с тем уже в позднеиндийской литера­туре формируется представление об Асурах как высшем классе демонов, противостоящем богам.

Боги побеждают Асур; Агни обещает исполнить гимн, с по­мощью которого боги разобьют Асур; к Брихаспати обращаются с мольбой сокрушить Асуры; Индра побеждает тех или иных пред­ставителей асурского рода, прежде всего Вритру, асуру по преимуществу, Пипру, Варчина (вместе   с   Вишну),   поэтому   Индру

(иногда и Агни, солнце) называют асурахан («убийца Асур»). После гибели Асуры идут в царство Варуны. В эпоху брахман Асуры, связанные с тьмой и ночью, окончательно стано­вятся врагами богов, и битвы между ними образуют большую часть сюже­тов, в которых участвуют Асуры.

В качестве создателя Асуры обычно называют Праджапати (или Брахму — в более поздних вариантах): Асуры воз­никли из его ожившего дыхания («Тайттирия-брахмана»; в другой версии этого же текста из брюшной полости); из нижнего дыхания («Шатапатха-брахмана»), из капель («Тайттирия-Араньяка»; вместе с другими видами демонов), из паха Брахмы-Праджапати («Вишну-пура­на», «Ваю-пурана») и т. д. Весь состав Асур не поддаётся точному определению, но часто под Асурами по­нимали дайтьев, данавов и других потомков Кашьяпы. С Асурами связан ряд мифологических сюжетов: Асуры рож­дены Брахмой, они — старшие братья богов, обладающие мудростью, мо­щью и майей; на небе у них было три града — железный, серебряный и золотой, а также грады в подземном царстве. Верховный жрец Асур и их наставник — Ушанас, сын Бхригу; их царь — Хираньякашипу. Асуры воз­гордились, исполнились зла, и счастье отвернулось от них. Индра сокрушил их в битвах, а Рудра испе­пелил три града Асур и низверг их с неба. Демон-вепрь Эмуша крадёт у богов зерно для жертвоприношения и собирается варить кашу, но Индра поражает демона, а Вишну уносит зерно из царства Асур и возвращает его богам. Многочисленны войны богов с Асурами: Индра поражает А. Шам-бару, Намучи, Пуломана и берёт дочь последнего Шачи в жёны; боги во главе с Индрой и Рудрой освобожда­ют Тару от Сомы, которому помога­ют Асуры во главе с Ушанасом; Индра поражает Вритру и т. п. Асуры вместе с богами участвуют в пахтанье океа­на; боги похищают амриту (лишь асуру-демону Раху удаётся глотнуть её, и поэтому голова его становится бессмертной); Асуры вступают в бой, но Вишну и боги загоняют их под землю и на дно океана. Вишну в облике вепря поражает асуру Хираньякшу и ут­верждает землю посреди океана; асура Хираньякашипу заточает в тем­ницу своего сына Прахладу, почи­тавшего Вишну; Вишну в образе получеловека-полульва является ца­рю Асур, поражает его и освобождает Прахладу; Вишну в облике карлика приходит к Бали-царю Асур и помогает вернуть богам власть над вселенной, до того пребывавшую в руках Асур. Асуры участвуют и во многих других сюжетах  (сказания о Яяти, о Сунде и его брате Упасунде, о Ваджранге и Тараке, о разрушении крепости асур Трипуры, о Раване, о том, как Агастья покарал Илвалу, царя Асур и т. п.). Соотношение Асура и дева находит параллель в др.-иран. ahura-:daeva— с той разницей, что у иранцев слово ahura(см. Ахуры) обо­значало богов, daeva(см. Дэвы) — Демонов.

2) В буддийской мифологии Асуры санскр. и пали asura, «не бог») су­щества, образующие один из шести разделов сансары. Асуры жили когда-то какбоги в небе Траястринса (см. Лгвалока), но были изгнаны главой этого неба Шакрой. Асуры обитают а основном в пещере горы Меру и ведут ожесточённые бои с богами, хотя всегда терпят поражение. Яблокораздора между Асурами и богами явля­ется мифическое дерево Читтапатали, корни которого находятся во владениях Асур, но плоды созревают в небесах.   В   мифологии  ваджраяны  Асуры символизируют зависть.

 

Дата публикации: 01 октября 2011 в 20:57