|
|
Асуры (др.-инд. Asura, букв, «обладающий жизненной силой»), в ведийской и индуистской мифологии: 1) класс небесных персонажей, обладающий колдовской силой майя. В «Ригведе» Асуры могут быть и боги [адитьи (прежде всего Варуна и Митра), Агни, Индра и др.], и (редко) небесные демоны — противники богов. Но уже в «Атхарваведе» под Асурами понимаются только демоны (изредка выступающие и как враги людей ); ср. «Каушика-сутра», тогда как боги называются исключительно дева (deva-); в упанишадах боги также — сура (sura-), откуда толкование имени Асур как «не-боги» (а-сура). К этому времени окончательно складывается противопоставление Асурам богам. Вместе с тем уже в позднеиндийской литературе формируется представление об Асурах как высшем классе демонов, противостоящем богам.
Боги побеждают Асур; Агни обещает исполнить гимн, с помощью которого боги разобьют Асур; к Брихаспати обращаются с мольбой сокрушить Асуры; Индра побеждает тех или иных представителей асурского рода, прежде всего Вритру, асуру по преимуществу, Пипру, Варчина (вместе с Вишну), поэтому Индру
(иногда и Агни, солнце) называют асурахан («убийца Асур»). После гибели Асуры идут в царство Варуны. В эпоху брахман Асуры, связанные с тьмой и ночью, окончательно становятся врагами богов, и битвы между ними образуют большую часть сюжетов, в которых участвуют Асуры.
В качестве создателя Асуры обычно называют Праджапати (или Брахму — в более поздних вариантах): Асуры возникли из его ожившего дыхания («Тайттирия-брахмана»; в другой версии этого же текста из брюшной полости); из нижнего дыхания («Шатапатха-брахмана»), из капель («Тайттирия-Араньяка»; вместе с другими видами демонов), из паха Брахмы-Праджапати («Вишну-пурана», «Ваю-пурана») и т. д. Весь состав Асур не поддаётся точному определению, но часто под Асурами понимали дайтьев, данавов и других потомков Кашьяпы. С Асурами связан ряд мифологических сюжетов: Асуры рождены Брахмой, они — старшие братья богов, обладающие мудростью, мощью и майей; на небе у них было три града — железный, серебряный и золотой, а также грады в подземном царстве. Верховный жрец Асур и их наставник — Ушанас, сын Бхригу; их царь — Хираньякашипу. Асуры возгордились, исполнились зла, и счастье отвернулось от них. Индра сокрушил их в битвах, а Рудра испепелил три града Асур и низверг их с неба. Демон-вепрь Эмуша крадёт у богов зерно для жертвоприношения и собирается варить кашу, но Индра поражает демона, а Вишну уносит зерно из царства Асур и возвращает его богам. Многочисленны войны богов с Асурами: Индра поражает А. Шам-бару, Намучи, Пуломана и берёт дочь последнего Шачи в жёны; боги во главе с Индрой и Рудрой освобождают Тару от Сомы, которому помогают Асуры во главе с Ушанасом; Индра поражает Вритру и т. п. Асуры вместе с богами участвуют в пахтанье океана; боги похищают амриту (лишь асуру-демону Раху удаётся глотнуть её, и поэтому голова его становится бессмертной); Асуры вступают в бой, но Вишну и боги загоняют их под землю и на дно океана. Вишну в облике вепря поражает асуру Хираньякшу и утверждает землю посреди океана; асура Хираньякашипу заточает в темницу своего сына Прахладу, почитавшего Вишну; Вишну в образе получеловека-полульва является царю Асур, поражает его и освобождает Прахладу; Вишну в облике карлика приходит к Бали-царю Асур и помогает вернуть богам власть над вселенной, до того пребывавшую в руках Асур. Асуры участвуют и во многих других сюжетах (сказания о Яяти, о Сунде и его брате Упасунде, о Ваджранге и Тараке, о разрушении крепости асур Трипуры, о Раване, о том, как Агастья покарал Илвалу, царя Асур и т. п.). Соотношение Асура и дева находит параллель в др.-иран. ahura-:daeva— с той разницей, что у иранцев слово ahura(см. Ахуры) обозначало богов, daeva(см. Дэвы) — Демонов.
2) В буддийской мифологии Асуры санскр. и пали asura, «не бог») существа, образующие один из шести разделов сансары. Асуры жили когда-то какбоги в небе Траястринса (см. Лгвалока), но были изгнаны главой этого неба Шакрой. Асуры обитают а основном в пещере горы Меру и ведут ожесточённые бои с богами, хотя всегда терпят поражение. Яблокораздора между Асурами и богами является мифическое дерево Читтапатали, корни которого находятся во владениях Асур, но плоды созревают в небесах. В мифологии ваджраяны Асуры символизируют зависть.