ДАКША    (др .-инд.    Daksa  -«ловкий», «способный») -  в ведийской и  индуистской  мифологии  божество класса адитьев.

 Как имя бога встречается в «Ригведе» менее десятка раз. Это слово используется и как эпитет Агни и Сомы. Самой примечательной чертой Дакша является то, что он рождён от Адити и он же родил Адити (РВ X 72, 4—5; ср. сходный парадокс в РВ X 5, 7; несущее и сущее — в лоне Адити при рождении Дакша, особенно в РВ III 27, 9; Агни и Дакша).  В «Шата-патха-брахмане» (II 4, 4, 2) Д. отождествляется с творцом Праджапати, а в «Ригведе» (VI 50, 2; VIII 63, 10) его называют отцом богов.

С Дакша связан    ряд    мифологических    мотивов и сюжетов, в которых подчёркивается его участие в творении и его роль отца. Сам он считается седьмым сыном Брахмы  (или Праджапати), родившимся из большого пальца правой ноги творца.  Женой Дакша стала родившаяся из пальца левой ноги творца Вирини,   отождествляемая   с   ночью и иногда называемая Дакши. У Дакша и его жены было 50 (в некоторых источниках — 60)  дочерей,  из  них  13 Дакша отдал  в жёны Кашьяпе, 27 — Соме, а  10 — богу справедливости Дхарме (иногда — Ману).  Старшая  дочь Дакша  Дити стала матерью дайтьев, вторая дочь   Дану — матерью    данавов,    а третья     Адити — матерью     адитьев и, следовательно, самого Дакша (ср. Шат.-бр. XI, Мбх. XII).

 Один из наиболее известных   мифов  излагает  историю жертвоприношения Дакша (ср. Мбх., Айт.-бр. Ill и др.): во искупление греха владыка созданий Дакша на вершине горы Химават устраивает первое жертвоприношение, созвав всех богов, кроме Рудры (Шивы). Разгневанный, Рудра пронзает жертву стрелой, и она превращается   в   созвездие   Мригаширша — «голова     антилопы».     Рудра нападает на сыновей Адити, наносит им  увечья,  в  частности,  он  сносит голову Дакша. Найти её нигде не могут и  приставляют Дакша  козлиную голову (сходный мотив в связи с Праджапати, который, приняв облик козла, вступает    в   преступную    связь    со своей дочерью  Рохини).  

В  «Махабхарате»  (XII)  и в некоторых других источниках повествуется о том, как бог луны Сома взял себе в жёны 27 дочерей Дакша, но делил любовные утехи только с Рохини. Несмотря на неоднократные призывы Дакша прекратить греховный образ жизни, Сома не внимал им. Тогда Дакша проклял Сому и тот стал чахнуть. Одновременно стали чахнуть растения и животные и встревоженные боги упросили Дакша смилостивиться над Сомой. В «Хариванше» отмечен мотив превращения Вишну в Дакша  и сотворения им разных существ.

При всей бесспорности связи ведийского Дакша с послеведийским последний противостоит первому по той лёгкости, с которой он входит в разные сюжеты и в разные направления индуизма (шиваизм, вишнуизм). В связи с мотивом жертвоприношения Дакша ср. Дакшина, как мзда за совершение жертвоприношения и как её персонификация в виде богини.

Дата публикации: 19 июля 2013 в 14:49