|
|
ДАКША (др .-инд. Daksa -«ловкий», «способный») - в ведийской и индуистской мифологии божество класса адитьев.
Как имя бога встречается в «Ригведе» менее десятка раз. Это слово используется и как эпитет Агни и Сомы. Самой примечательной чертой Дакша является то, что он рождён от Адити и он же родил Адити (РВ X 72, 4—5; ср. сходный парадокс в РВ X 5, 7; несущее и сущее — в лоне Адити при рождении Дакша, особенно в РВ III 27, 9; Агни и Дакша). В «Шата-патха-брахмане» (II 4, 4, 2) Д. отождествляется с творцом Праджапати, а в «Ригведе» (VI 50, 2; VIII 63, 10) его называют отцом богов.
С Дакша связан ряд мифологических мотивов и сюжетов, в которых подчёркивается его участие в творении и его роль отца. Сам он считается седьмым сыном Брахмы (или Праджапати), родившимся из большого пальца правой ноги творца. Женой Дакша стала родившаяся из пальца левой ноги творца Вирини, отождествляемая с ночью и иногда называемая Дакши. У Дакша и его жены было 50 (в некоторых источниках — 60) дочерей, из них 13 Дакша отдал в жёны Кашьяпе, 27 — Соме, а 10 — богу справедливости Дхарме (иногда — Ману). Старшая дочь Дакша Дити стала матерью дайтьев, вторая дочь Дану — матерью данавов, а третья Адити — матерью адитьев и, следовательно, самого Дакша (ср. Шат.-бр. XI, Мбх. XII).
Один из наиболее известных мифов излагает историю жертвоприношения Дакша (ср. Мбх., Айт.-бр. Ill и др.): во искупление греха владыка созданий Дакша на вершине горы Химават устраивает первое жертвоприношение, созвав всех богов, кроме Рудры (Шивы). Разгневанный, Рудра пронзает жертву стрелой, и она превращается в созвездие Мригаширша — «голова антилопы». Рудра нападает на сыновей Адити, наносит им увечья, в частности, он сносит голову Дакша. Найти её нигде не могут и приставляют Дакша козлиную голову (сходный мотив в связи с Праджапати, который, приняв облик козла, вступает в преступную связь со своей дочерью Рохини).
В «Махабхарате» (XII) и в некоторых других источниках повествуется о том, как бог луны Сома взял себе в жёны 27 дочерей Дакша, но делил любовные утехи только с Рохини. Несмотря на неоднократные призывы Дакша прекратить греховный образ жизни, Сома не внимал им. Тогда Дакша проклял Сому и тот стал чахнуть. Одновременно стали чахнуть растения и животные и встревоженные боги упросили Дакша смилостивиться над Сомой. В «Хариванше» отмечен мотив превращения Вишну в Дакша и сотворения им разных существ.
При всей бесспорности связи ведийского Дакша с послеведийским последний противостоит первому по той лёгкости, с которой он входит в разные сюжеты и в разные направления индуизма (шиваизм, вишнуизм). В связи с мотивом жертвоприношения Дакша ср. Дакшина, как мзда за совершение жертвоприношения и как её персонификация в виде богини.